Седьмого марта 2012 года глава Apple Тим Кук объявил о скором начале продаж третьего поколения планшетов iPad. Двумя неделями позже новые iPad начали продаваться в Европе. Добыв один из них, мы подвергли его детальному изучению. В том, что iPad — лучший из планшетов, а третья версия будет лучше двух первых, никаких сомнений не было и до этого, но с точки зрения покупателя вопрос всегда стоит иным образом: стоит ли гоняться за новинкой или можно не торопиться с тратой денег?
Как всегда, анонс нового гаджета Apple ждут с придыханием и долго гадают, что же в нём изменится по сравнению с прошлой моделью. Примечательно, но отличительные черты третьей инкарнации планшета iPad разгадали безошибочно задолго до анонса: дисплей с увеличенным в четыре раза разрешением, улучшенная камера и подтянутые характеристики электронной начинки. Здесь целый гигабайт памяти (было 512 МБ) и новый процессор со значительно улучшенным графическим ядром. Также в моделях с поддержкой сотовой связи появился модуль LTE — сетей нового поколения, потихоньку набирающих популярность. Отгадали даже то, что внешний вид останется неизменным, а толщина корпуса возрастёт, но на незначительные полмиллиметра.
Отсутствие неожиданностей вызвало волну недовольного ворчания: от Apple все ждут невиданных чудес, и пусть характеристики нового iPad и существенно опережают конкурирующие устройства, раздуть из них сенсацию трудновато, как ни крути. В том, что у iPad теперь нет номера, и в Apple его называют просто «новый iPad», усматривают некий знак: ничего «волшебного» нет и не будет, следовательно и номера больше не нужны. Но неоднозначная реакция не показательна: во-первых, новый iPad всё равно продаётся миллионами, во-вторых, стоит один раз посмотреть своими глазами на его экран, чтобы весь скепсис моментально улетучился.
С одной стороны, что такое Retina Display, мы знаем ещё с 2010 года, когда появился iPhone 4. Пикселей на поверхности того же размера стало в четыре раза больше. В результате их почти невозможно разглядеть, и изображение стало кристально чётким. В частности, шрифты выглядят просто восхитительно ровными и сглаженными — куда ближе к печатным книгам, чем к экранам компьютеров. Когда такой дисплей имеет диагональ не три с половиной, а все десять дюймов, это значительно усиливает производимый эффект.
Если положить рядом второй и третий iPad, белый цвет на экране нового кажется слегка желтоватым, тогда как у iPad 2 — скорее синеватым и на первый взгляд куда более близким к идеально белому. Если добавить к сравнению iPhone 4, то белый цвет на его экране будет казаться слегка зеленоватым. Впрочем, всё это — субъективные впечатления. Первые тесты с калибратором показали: цветопередача у дисплея третьего iPad почти точно совпадает с профессиональными мониторами, то есть куда ближе к идеалу, чем iPad 2 или iPhone 4.
Есть у нового дисплея и ещё один интересный нюанс: если разглядывать его в полной темноте под разными углами, то ровный белый цвет будет приобретать местами красноватые, местами — зеленоватые оттенки. У прошлогоднего iPad 2 этот неприятный эффект проявляется в куда меньшей степени. Однако заметить его, не подвергая экран пристальному изучению в тёмной комнате, вряд ли возможно.
По яркости экраны последних двух моделей iPad практически идентичны. Можно было бы ожидать, что дисплей нового iPad будет ярче — по аналогии с iPhone 4, превосходящим по яркости iPhone 3G и 3GS, но как оказалось, нужно радоваться уже тому, что он не темнее. Яркость iPhone 4 не имеет никакого отношения к Retina Display. Наоборот, чем плотнее пиксели, тем меньше яркость при той же силе подсветки, и то, что экран третьего iPad не темнее, чем у предшественника, можно считать достижением.
Увеличение плотности пикселей на экране iPad вызвало интересный побочный эффект. Хоть шрифты в браузере и выглядят великолепно, однако разрешения растровых изображений недостаточно, чтобы они выглядели столь же чёткими и привлекательными на экране нового iPad. Если в случае с фотографиями это не проблема, то недостаточное разрешение мелкой графики, которой на сайтах полным-полно, бросается в глаза.
Логотипы, кнопки, различные графические значки и линии выглядят менее чёткими, чем текст. Наиболее передовые веб-разработчики уже озаботились этой проблемой и даже нашли несколько вариантов решений, однако все они, во-первых, не так просты, а во-вторых, в любом случае требуют целенаправленной реализации. Можно быть уверенным, что весь интернет для дисплеев высокого разрешения в ближайшее время всё равно не переделают, так что на нечёткость придётся научиться не обращать внимания. В любом случае текста и фотографий в интернете куда больше, чем мелкой графики, и они куда важнее. А учитывая, что шрифты выглядят так, что на экраны старых версий iPad после нового и смотреть противно, апгрейд явно стоил того.
От качества типографики, кстати, зависит не только комфортабельность чтения, но иногда и сама возможность что-то прочесть, не масштабируя страницу. Конечно, мелкие буквы всё равно остаются мелкими, ведь физический размер экрана остался прежним, но благодаря повышенной чёткости пробежать глазами надписи на только что открытой странице оказывается куда легче, чем раньше.
Ещё одно достоинство нового iPad, хорошо заметное в браузере Safari, — это увеличенный объём оперативной памяти. Когда памяти не хватает, браузер высвобождает её, избавляясь от кэша — в том числе и страниц, открытых в других вкладках. С удвоением памяти значительно сократилось число случаев, когда при переключении обратно к недавно открытой в другой вкладке странице содержимое загружается заново. Мало того, даже при нажатии кнопки «назад» прошлая страница иногда загружается мгновенно.
Всё, что было сказано про шрифты в интернете, справедливо также для книг и вообще для любых текстов: они выглядят так, что настоящему любителю чтения не должно быть стыдно зарубить пару-тройку старух-процентщиц, если на iPad вдруг не будет хватать денег.
Но если приложения для чтения книг (Stanza, iBooks, Kindle и т.п.) даже без всяких обновлений отображают шрифты высокого разрешения, то с журналами первое время будут проблемы. Дело в том, что многие из них распространяется не в виде текста с разметкой и картинками, а в виде цельных изображений размером в экран. Поскольку разрешение было оптимизировано для прошлых версий планшета, на новом iPad страницы журналов, выпускаемых по такой технологии, будут выглядеть настолько пикселизованным, что о комфортном чтении не может быть и речи. Впрочем, некоторые издания начинают поддерживать Retina Display: к примеру, апрельский номер журнала Wired вышел уже в высоком разрешении.
Однако есть и другой тип журналов для iPad. Хоть издания, использующие его, точно так же представляют собой отдельные приложения, но внутри у них — не картинки, а файлы в формате PDF (отличить эти журналы можно по размерам одного номера — если для растровых он исчисляется в сотнях мегабайт, то тут — лишь в десятках). В теории такие журналы должны отображаться на новом экране без проблем. Однако единственный журнал этого типа, на который я был подписан (Edge — известное британское издание о компьютерных играх), хоть и стал выглядеть намного лучше благодаря повышенному разрешению, стал страдать от другого недуга. Теперь при листании страниц они подгружаются постепенно, квадрат за квадратом, и процесс отрисовки занимает до 2-3 секунд. Терпимо для чтения, но если хочется быстро пролистать новый номер, этот эффект сильно раздражает.
На приложениях увеличенное разрешение экрана тоже сказалось. Историю с программами, от разработчиков которых требуется реализовать поддержку Retina Display, мы уже проходили после выпуска iPhone 4. В случае с третьим iPad она повторяется практически в точности. В момент появления устройства в продаже значки высокого разрешения имеются лишь у приложений Apple, затем реагируют разработчики самых популярных программ (к примеру, Twitter, Instapaper и Reeder уже обновили), а следом в течение многих месяцев подтягиваются все остальные.
Печальнее всего дела обстоят с играми. Если слегка пикселизованные значки в обычных программах не особенно раздражают, и поправить их для разработчиков — пара пустяков, то в двумерных играх, содержащих огромное количество растровой графики, это сделать не так просто. Ни одна из пары десятков установленных на моём iPad игр пока что не поддерживает Retina Display. Первыми наверняка обновятся игры с трёхмерной графикой: в них повысить разрешение намного проще. К примеру, разработчики Infinity Blade II уже объявили о том, что игра готова к экрану нового iPad.
В единичных случаях приложения могут и вовсе не заработать на третьем iPad. К примеру, читалка комиксов ARC Reader хоть и запускается, но не может загрузить ни одного файла. Можно предположить, что её разработчики жёстко прописали в программе размеры экрана, отчего приложение буквально сломалось на новом iPad. Впрочем, невелика беда: в App Store легко нашлась бесплатная читалка ещё лучше — ComicFlow. К слову, комиксы в формате CBR/CBZ читать с экрана третьего iPad — одно удовольствие. Если раньше разрешения чуть-чуть не хватало для того, чтобы разглядеть детали на странице, подогнанной к размерам экрана, то теперь всё в полном порядке.
Интересная метаморфоза произошла с приложениями, предназначенными для iPhone и запускающимися на iPad в своеобразном режиме совместимости, позволяющем выбрать размер экрана как у iPhone или растянуть изображение в два раза. Те программы, которые поддерживают Retina Display на iPhone, теперь отображаются с повышенным разрешением и на iPad, что положительно сказывается на их внешнем виде.
Отдельного упоминания заслуживает iPhoto — фирменное эппловское приложение для обработки фотографий, обновившееся одновременно с iPad. Хоть оно работает и на iPad 2, третий iPad подходит для iPhoto куда лучше: во-первых, благодаря новому процессору заметно повысилась скорость работы (практически никаких «заиканий», даже если мы имеем дело с десятимегабайтными файлами RAW), а во-вторых, благодаря Retina Display теперь видны мельчайшие детали. Конечно, iPhoto не сравнится по возможностям с компьютерными Aperture или Adobe Lightroom, но быстро обработать пару фотографий не только удобно, но и чертовски приятно.
Камера самого iPad тоже «повзрослела» по сравнению с iPad 2. Если раньше качество её снимков было на уровне самых слабых телефонных камер, то теперь приближается к iPhone 4. Главный минус — десятидюймовый iPad всё равно не слишком удобен для фотографирования, но если под рукой нет ничего лучше, то сойдёт и планшет.
Кому в итоге можно порекомендовать новый iPad? Если вы собираетесь много читать или редактировать фотографии, то можно брать не задумываясь и расталкивая очереди. Для фотографов iPad в комплекте с Camera Connection Kit — не такая дорогая игрушка, особенно по сравнению с ценами на фототехнику. Но невероятно полезная: можно использовать для быстрого просмотра снимков, ретуширования фотографий «на коленке», а также для демонстрации отснятого.
Для тех, кто использует iPad в основном для просмотра видео или работы с документами и почтой, обновление будет безусловно приятным, но торопиться или отдавать за апгрейд последние деньги особого смысла нет — любой из предыдущих айпадов справляется с этими задачами не хуже, несмотря на меньшую чёткость экрана.
Если же вы собираетесь использовать третий iPad для игр или чтения журналов, покупку вполне можно отложить: радость от неё будет подпорчена тем, что ни игры, ни журналы в большинстве своём пока что не адаптированы для Retina Display. В будущем это наверняка изменится, но если повременить несколько месяцев, то можно с куда большей вероятностью застать софт в уже приспособленном для нового дисплея состоянии.
И под конец — ещё одна ремарка по поводу названия iPad. У меня сложилось впечатление, что номер версии в Apple перестали упоминать не потому, что новый iPad слишком похож на предыдущий. Скорее, в Apple предвидят то, что в следующем году (а возможно, и через два года) превзойти третий iPad не получится. Не исключено, что в следующий раз нас ждёт не помпезный анонс, а лишь тихое обновление, подобное обновлениям MacBook и iMac.