Да, ещё одна сделка на миллиард за всё то же 9 апреля 2012 года. В то время как Facebook присоединил к себе молодой стартап Instagram, Microsoft за всё тот же миллиард долларов выкупил останки своего бывшего противника Netscape. С какой целью, пока загадка. Но вряд ли для того, чтобы похоронить с почестями, куда скорее чтобы приколотить на забор и пугать соседей.
Речь, конечно, о чисто метафорических останках: в случае с компаниями в их роли выступают патенты. В свою бытность молодой фирмой, копающей золотую жилу только-только зарождавшегося интернета, Netscape успел запатентовать многие интересные вещи. Здесь и многие технологии (механизм Cookie, защищённый протокол SSL, используемый на каждом серьёзном сайте с регистрацией, и даже язык JavaScript), так и чисто абстрактные вещи — к примеру, использование доменного имени в качестве названия компании.
Всего в руки Microsoft перешло 800 старых патентов. Ещё 300 патентов Netscape останутся у AOL — причём тоже на важные вещи: реклама, поиск, создание и управление контентом, социальные сети, картография и т.д. Также AOL оставлена лицензия на все патенты, перешедшие Microsoft.
Для тех, кто помнит первую войну браузеров, разразившуюся в девяностых годах между Netscape и Microsoft, нынешнее событие должно иметь символичный характер. Microsoft не только победил тогда, но и до сих пор может позволить себе потратить миллиард на то, чтобы через третьи руки получить последние ценные плоды трудов бывшего соперника. Кстати, вместе с патентами к Microsoft перейдёт и некое неназванное подразделение AOL — по всей видимости именно то, что осталось от команды Netscape.
Зачем Microsoft могут пригодиться старинные патенты? Затем же, зачем Google патенты Nortel и Motorola — в качестве оружия в патентной войне. Но будет ли оно применяться для защиты или для нападения? Вот главный вопрос.
Очевидных цели для патентных исков может быть три — Google, Mozilla и Apple. У Mozilla, правда, есть все шансы избежать судебных разборок. Во-первых, атака на фонд будет автоматически означать плохой пиар для Microsoft, а там к таким вещам относятся осторожно: к примеру, попытки подобным образом подкопаться под Linux предпринимались в своё время не напрямую, а через Novell, да и то быстро были прекращены. Во-вторых, код Netscape был передан Mozilla с оговоркой о невозможности патентных тяжб, что задокументировано в лицензии.
Остаются два варианта — Apple и Google. С обеими компаниями Microsoft конкурирует, с обеими не исключена возможность обмена патентными исками. Не исключено, что в Microsoft видят немалую угрозу в покупке «Гуглом» патентов Nortel и объединении с Motorola. И если в Google попытаются использовать их в качестве оружия против мобильного бизнеса Microsoft, то та сможет в ответ ударить в самое чувствительное место Google — по веб-технологиям.