Представьте, что вы живёте в альтернативном мире, где космическая гонка не остановилась. В 1988 году стартует межзвёздный корабль с командой, погружённой в анабиоз. Но вот незадача — какие-то олухи перепутали порядок байтов и вместо того, чтобы погрузить космонавтов в сон на один год, заморозили их на триллион лет. Проснувшись, команда обнаруживает, что проспала всё на свете, да и сам свет уже не тот: Вселенная состоит преимущественно из огромных чёрных дыр, в которые превратились звёзды, а далёких-далёких галактик не достичь уже никогда — унесло куда-то, откуда не возвращаются.
Такова затравка новой игры знаменитого инди-разработчика Маркуса Перссона по кличке Нотч, создателя гениальной многопользовательской песочницы Minecraft, позволяющей возводить из кубиков собственные миры. Убедившись с помощью Minecraft в наличии у игроков огромного творческого потенциала, он намерен пойти дальше и приманить их в новую игру с хитрым названием 0x10C возможностью самостоятельно программировать космический корабль.
Игрокам предлагается вроде бы вполне стандартный набор развлечений: полёты, высадки на планетах, баталии с ИИ и со своими собратьями, добыча ресурсов, торговля и тому подобное. Дело осложняется тем, что за распределением энергии по системам корабля придётся либо неустанно следить, либо написать программу, которая возьмёт на себя и управление ресурсами, и любые другие функции. Программировать придётся на ассемблере фантастического процессора DCPU-16, который Нотч придумал сам.
Документация к DCPU-16 уже доступна, а энтузиасты за считанные дни успели разработать виртуальные машины на всех мыслимых языках — от Erlang до новенького Rust (зачем, не спрашивайте, но, видимо, так надо). Кто-то для забавы начал писать на DCPU-16 операционную систему, кто-то занялся бэкэндом для LLVM. Если затея увенчается успехом, то с его помощью можно будет переводить в игрушечный ассемблер Нотча программы на языках высокого уровня. DCPU-16 теперь официально поддерживается в GitHub — популярном хостинге для открытых проектов.
Не стоит, однако, представлять себе 0x10C как чёрно-белую консоль с символами, превращающимися в прекрасный и захватывающий мир только в головах у субъектов, давно потерянных для общества. Возможно, конечно, это всё равно не спасёт от потерь, но в игре будет трёхмерная графика, и Notch уже занят разработкой движка. По кораблю можно будет перемещаться и, возможно, даже заматывать что-нибудь изолентой, а не только настукивать код на на клавиатуре.
Чего автор не обещает — так это того, что игровой сеттинг будет научной фантастикой с ударением на слово «научная». В своём послании он специально оговаривает, что постарается сделать всё пореалистичнее, но от путешествий быстрее скорости света и других милых, но антинаучных занятий отказываться в пользу реализма не собирается. Главное — геймплей. И это, мне кажется, правильно.