Один из основателей Google Сергей Брин внезапно разразился гневным выпадом против «главных душителей свободы» в интернете. По его версии, это не только правительства государств, не считающих свободу словом ни ценностью, ни неотъемлемым правом каждого человека, но и вполне себе коллеги Google по цеху — конкуренты, иными словами. В первую очередь, Facebook и Apple. А также медиакартели вроде RIAA и MPAA, законодательные инициативы которых (SOPA, PIPA) Брин назвал «стрельбой по собственным ногам, а может, и по чему-то похуже».
Apple и Facebook Брин обвиняет в создании «загонов» (или, если переводить использованное Брином словосочетание Walled Garden буквально, «огороженных частных садов»), в которых хозяева жёстко регламентируют, какое ПО можно выпускать на их платформах, а какое нет.
Google конкурирует напрямую и с Facebook, и с Apple. У Google появилась-таки «собственная» социальная сеть Google Plus, а c Apple конкуренция идёт по линии операционной системы Android и приложений для смартфонов.
Так или иначе, Брин утверждает, что ему и Ларри Пейджу не удалось бы вообще создать Google «в интернете, где доминировал бы Facebook»: «Вам пришлось бы играть по их правилам, а они ставят множество ограничений… Среда, в которой мы разрабатывали Google, причина, по которой было вообще возможно создать поисковую систему, — это открытость Сети. Как только правил становится слишком много, инновации тормозятся».
Facebook досталось также и за то, что пользователи не могут перенаправлять свои данные внутри этой социальной сети в другие аналогичные ресурсы, в то время как «Facebook многие годы высасывал контакты из Gmail».
Что же касается правительств и устанавливаемых ими ограничений, то здесь Брин сказал одну вещь, которая заслуживает самого пристального внимания: «Я думал, что загнать джинна обратно в бутылку невозможно. Похоже, в некоторых областях джина всё-таки в бутылку упрятали». Речь идёт о контроле со стороны правительств над интернет-пространством. Брин был уверен, что долго удерживать информацию в интернете под контролем невозможно, но теперь он далеко не так в этом уверен. А его мнение что-то да значит.
Издание The Guardian публикует семидневный обзор усилий, направленных на установление контроля над интернет-пространством правительствами разных стран, включая Китай, Иран и Россию, где, как указывают журналисты The Guardian, «изыскиваются способы поставить интернет под контроль». В частности, обуздать блогосферу, которая, по мнению некоторых предстаивтелей власти и силовых органов, используется «тёмными антигосударственными силами» для дестабилизации ситуации в стране.
Любопытно, что в другом материале The Guardian даже упоминает «троллей из прокремлёвского движения «Наши» и Лигу Безопасного Интернета — как раз как средства установления контроля над интернетом. Тут же приводятся мнения, например Антона Носика, который полагает, что «конфронтация с интернетом» до добра не доведёт («Они превратятся в Туркменистан, а это не является их мечтой»), и Андрея Солдатова, утверждающего, что «китайский подход» в России не сработает, поскольку его технически очень сложно установить.
Брин, однако же, считает, что ничего невозможного в установлении жёсткого контроля над интернетом нет. Время покажет, кто прав.