Выражение «из грязи в князи» — интернациональное, понятное каждому, вне зависимости от языка и места жительства. Может быть поэтому история американца Кейна Монроя вызвала такой резонанс. В считанные дни он стал национальным героем на родине, но с удовольствием пишут о нём сейчас и англичане, и французы, и австралийцы, да даже китайцы с японцами.
Кейн прославился благодаря воплощённому им собственноручно в бумаге и кремнии уникальному проекту. Посмотреть и попробовать его теперь собираются очереди, на входе сменяют друг друга команды журналистов, а сам автор «поднял» больше ста тысяч долларов пожертвований, которыми однажды надеется оплатить своё высшее образование. Да, Монрой — самоучка и пока что у него туго даже с арифметикой и правописанием. Но что ещё ожидать от мальчугана девяти лет?!
Изначально у Кейна не было ни малейшего шанса стать звездой. Он живёт в Восточном Лос-Анджелесе, том самом бандитском гетто, которое так мрачно живописал Сергей Голубицкий в «Отце Бойле». И проводит свободное время в магазинчике (или, что точней, лавке) отца, торгующей запчастями на оживлённой магистрали. Именно там, прошлым летом, вероятно, страдая от избытка свободного времени, Кейн и начал мастерить. Из хлама, попавшего под руку — картонных коробок, проволоки, калькуляторов, солнечных очков, мелких игрушек — орудуя степлером и скотчем, он собрал свой собственный зал игровых автоматов. Аркаду, как до сих пор называют такие заведения взрослые.
Опираясь на свою элементную базу, мальчишка повторил то, что видел на настоящих игровых автоматах. Но речь не только о внешней стороне. Да, в Аркаде Кейна несколько игр (мини-футбол, мини-баскетбол и др.), в них действительно можно играть, предусмотрены забавные призы, и владелец даже облачён в униформу. Но с неестественной для детского проекта точностью здесь воссоздана и техническая, и деловая изнанка.
Кейн разработал привлекательную ценовую политику: билет стоимостью в доллар даёт право на четыре игры, но заплатите два доллара сразу — и можете играть почти без ограничений (Fun Pass!). Билеты защищены от подделки методом, здорово напоминающим цифровую подпись (подлинность проверяется извлечением квадратного корня из номера, с помощью калькуляторов). Призы распределены не просто так, а с учётом вероятностей — так что выиграть фиговинку вроде чудаковатых очков нетрудно, но самые ценные экспонаты, завлекающие клиентуру (коробка с фигурками Angry Birds), получить почти невозможно. Азарт подстёгивают выдаваемые по ходу игры дополнительные билеты, остроты добавляет ограничение по времени, стоимость новых комплектующих (приобретаемых на блошином рынке) строго ограничена общим бюджетом проекта. И пусть «автоматизация» смешная (Кейн сам отсчитывает секунды и начисляет бонусы), вспомните: всё это придумано и построено человечком девяти лет от роду!
Говорят, закончив с постройкой, Монрой-младший стал ждать посетителей — и упрямо ждал почти месяц, посвящая свободные часы модернизации Аркады и пытаясь завлечь редких прохожих, заглянувших к отцу. Он не знал, что случай приготовил ему ещё одно препятствие. Район, в котором торгует Монрой-старший, переполнен автолавками, что ваша бочка селёдками, так что торговлю тот ведёт в основном через Сеть. Впрочем именно Сеть в конце концов сыграла решающую роль в судьбе юного предпринимателя.
В сентябре один из клиентов отца, Нирван Маллик, сам большой поклонник аркадных автоматов, купил у Кейна билет, и — был потрясён серьёзностью проекта. Маллик рассказал об Аркаде в социальных сетях, помог сделать страничку на Facebook и официальный сайт (Cainesarcade.com), организовал флэшмоб, а сверх всего ещё и снял замечательный десятиминутный фильм, попавший в Сеть на минувшей неделе и просмотренный к настоящему моменту несколько миллионов раз (его стоит посмотреть даже не зная английского). Маллик же помог учредить Монроям фонд на образование сына, уже собравший 165 тысяч долларов
История Кейна хороша тем, что каждый видит в ней что-то своё. Для одних это живой пример счастливого детства в большом городе, который не слишком-то любит своих детей. Для других — напротив, пример детской трагедии, в которой ребёнок, вместо игры в мяч и рисунков на тротуаре, подражает взрослым, пытаясь (возможно даже не понимая этого) строить свой бизнес. Для третьих — образчик чисто американской предприимчивости, впитываемой с молоком матери и воздухом Нового Света. Для меня эта история — яркий пример того, как многого можно добиться, правильно задействовав глобальную сеть.
Сам Кейн Монрой не имел дела с компьютерами или Интернет, и всё же его звёздочка светится теперь рядом с поп-звездой Джастина Бибера, литературной звездой Аманды Хокинг, софтверными звёздами Rovio Mobile и Firemint. Все они зажглись благодаря Веб — получив непропорционально высокую отдачу на минимум вложенных средств. Все они до взлёта были мало кому известны, но удачная идея с вирусным подтекстом собрала вокруг них миллионы поклонников.
Хотите — называйте такой метод социальным маркетингом, хотите — вирусным, сути это не изменит: сегодня факторы успеха Аркады серьёзно анализируют крупнейшие деловые издания. И находят чему поучиться у ребёнка. Деловая хватка, любовь к тому, что ты делаешь, умение зажечь других людей своей увлечённостью, терпение, умение и желание работать на голом энтузиазме с минимальным стартовым капиталом…
Легендарный интернет-пионер Сет Годин, комментируя проект Кейна, особо отметил, как мальчуган отнёсся к отсутствию интереса со стороны потенциальных клиентов (ведь взрослые целый месяц игнорировали Аркаду): он не обращал внимания на первые неудачи, он верил в свою идею и ставил точность её реализации выше признания публикой — и именно так следует поступить каждому, начинающему свой бизнес!
История на этом не кончается. В одной из начальных школ детям рассказали об Аркаде — и первоклашки разродились письмами с предложениями совершенствования бизнес-модели (подавай клиентам обед, чтобы они оставались подольше!). Кто-то предлагает рассказать о Кейне студии Диснея, и снять мультфильм. В фонд Кейна Монроя продолжают стекаться средства и учредитель планирует превратить его в фонд поддержки талантливых детей.
А сам Кейн уже полгода то оказываясь в центре внимания, то пропадая с первых страниц, упрямо продолжает свой маленький бизнес. Слава для него явно не самоцель. Неудивительно, что пацану прочат миллиардёрство к тридцати годам.