Когда Nokia опубликовала квартальный отчёт, оказалось, что компания потеряла на смартфонах 775 миллионов долларов прибыли по сравнению с тем же периодом в прошлом году. С чем это связано, понятно. Платформа Symbian безнадёжно устарела, смартфоны на её основе покупают всё хуже и хуже (и выпускают новые модели далеко не так часто и резво, как раньше), на маркетинг новых телефонов на основе Windows Phone тратится много денег, а простые телефоны всё хуже и хуже продаются в целом, с падением цен на смартфоны. Впрочем, не всё плохо, и, в принципе, никто другого и не ожидал. Но есть в отчёте и кое-что неожиданное.
Устройства Nokia в США практически не продавались. Оно и понятно: американский рынок телефонов — это прежде всего субсидированный рынок. То есть телефоны продаются сотовыми операторами за смешные деньги или вообще бесплатно, но с контрактом, который привязывает пользователя к оператору, который таким образом отбивает стоимость телефона и получает большую прибыль.
В Nokia работой с американскими операторами особо не занимались, однако для продвижения телефонов серии Lumia наконец-то занялись. Результат налицо — продажи этих смартфонов с Windows Phone на борту в США очень хорошие (правда, насколько хорошие, генеральный директор Nokia, Стивен Элоп, не сообщает). Интересно и другое. Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, в Европе, по признанию того же Элопа, «всё не столь радужно».
Почему? В принципе резонно предположить, что Nokia интересна американскому рынку как что-то новое. Реклама Lumia (а в США, разумеется, телефоны на Symbian и прочая продукция финнов не продвигается) способна заинтересовать людей, тем более что эти смартфоны действительно сами по себе очень и очень достойные. В Европе же — совсем другое дело. Nokia всем известна, европейский рынок по большей части построен на продажах не субсидируемых телефонов, и как-то активно продвигать Lumia на фоне последних «успехов» компании сложно. Покупатель изначально воспринимает продукт не как что-то свежее и интересное, а прежде всего как ту самую Nokia.
Собственно, это заметно по квартальным результатам: 11,9 миллионов смартфонов Nokia было продано за первый квартал 2012 года, тогда как в прошлом году в том же квартале — 24,9 миллиона. Но, как уже говорилось выше, учитывая, что компания совершает переход на новую платформу, это совершенно не говорит о том, что будет дальше, хотя, разумеется, всё зависит от того, насколько удастся раскрутить Lumia.