Агентство HeadHunter на днях опубликовало материал под характерным названием «Чем опасны социальные сети». На поверку он оказался сильно сокращённым переводом вот этой статьи — «Кто следит за вами на Facebook».
Этими «кто» оказываются коллекторы, пытающиеся вытянуть из вас ваши долги, юристы ваших противников в суде, а также и работодатели (в том числе потенциальные).
По поводу работодателей. Это, конечно, довольно щепетильная, хотя и отнюдь не новая тема. С одной стороны, работодатели ожидаемым образом хотят знать, с кем им придётся работать. Поэтому рекрутёры вскапывают всю общедоступную подноготную о соискателях и в том числе копаются в их профилях на всевозможных социальных сетях.
Это само по себе неприятно. Но бывают и совсем уж вопиющие случаи, граничащие с прямым вмешательством в личную жизнь, когда соискателей в «добровольно-принудительном» порядке заставляют логиниться в свои аккаунты на Facebook, в то время как начальник или рекрутёр стоит за спиной и смотрит, нет ли у вас там чего компрометирующего.
В 2009 году компания Careerbuilder провела опрос среди работодателей и выяснила, что 45 процентов из них просматривают профили потенциальных работников в социальных сетях, из которых 35 процентов указали, что находили в соцсетях контент, ставший основанием для отказа соискателю. Например, «провокационные» изображения или упоминания об употреблении алкоголя и наркотиков.
С 2009 года много воды утекло, так что сегодня, вероятно, все кадровики в странах, где наблюдается высокое проникновение социальных сетей, старательно «шерстят» профили соискателей.
Ну а с другой стороны, как показывает недавнее исследование, проведённое в Рунете, например, только 18 процентов обитателей Сети всё ещё уклоняются от использования социальных сетей. У остальных профили в соцсетях есть, причём, чаще всего, в нескольких сразу (и контент не обязательно дублируется).
Ещё более недавнее исследование, проведённое Superjob, показывает, что 58 процентов соискателей в ответ на требование рекрутёра предоставить ему пароли от своих профилей в социальных сетях отправили бы означенного рекрутёра в известного свойства путешествие. 31 процент, однако, предпочли бы выдать свою подноготную ради высокой зарплаты и хороших отношений с сотрудниками и начальством.
Ну а с другой стороны, какое количество личных данных пользователи социальных сетей сами выкладывают в открытый доступ? По всей видимости, скоро присутствие в социальных сетях станет абсолютной нормой, а отсутствие аккаунта хотя бы в Twitter или полностью закрытый от чужих глаз профиль в Facebook, «В Контакте» и других подобных ресурсах — причиной для отказа в приёме на работу сам по себе: «Мало ли чего он задумал, вдруг террорист какой? А если нет, то зачем шифруется? нормальным людям бояться нечего!»
В связи с этим, кстати, возникает такой вопрос: а какой смысл, в таком случае, в действиях правозащитников, бьющихся за соблюдение тайны личной информации (privacy)? Не лишаются ли их усилия смысла, учитывая, как охотно пользователи Сети — особенно те, что помоложе, «живут наружу» и делают все стены собственной жизни прозрачными? Не находимся ли мы сами на пороге антиутопии, где «все имеют право знать всё про всех»?