Google официально объявил, что процесс приобретения Motorola Mobility завершён. Решение о сделке было принято ещё в прошлом августе. Оставались формальности: слияние таких масштабов должны одобрить антимонопольные органы. Дело осложнялось тем, что речь идёт о транснациональных корпорациях, ведущих дела по всему миру. Из-за этого сделку пришлось утверждать у властей нескольких стран.
Первым результатом произошедшего будет отставка генерального директора Motorola Mobility Санджая Джа. Его сменит старый сотрудник Google Деннис Вудсайд, в прошлом занимавшийся развитием представительств интернет-компании в России, Восточной Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а затем проведший несколько лет на посту президента Google по американскому региону.
А вот что будет потом, понятно не вполне. Официального объяснения цели приобретения Motorola Mobility так и не последовало. В Google уверяют, что всё останется по-прежнему, но в это верится с трудом: просто так настолько крупные сделки не случаются. Но зачем тогда?
Есть две теории, объясняющие цель сделки. Обе в конечном счёте сводятся к тому, что Motorola Mobility станет оружием в войне между Android и iOS, но радикально расходятся в том, каким именно образом Google распорядится ресурсами производителя мобильных телефонов.
Согласно первой теории, в Google устали от периферийных стычек с Apple, которые ведутся руками партнёров. Теперь компания якобы планирует атаковать Apple самостоятельно, выпустив собственный мобильный телефон и планшет с Android. Это к тому же даст Google полный контроль над качеством продукта, которое у других производителей нередко бывает далёким от идеала.
Сторонники другой теории предполагают, что Motorola Mobility приобретена не ради телефонов (которые и в самом деле не пользуются особым спросом), а ради патентов. Сколько их у Motorola, нетрудно представить. Речь идёт о компании, которая изобрела мобильные телефоны как таковые и выпустила самый первый мобильный телефон. Если существуют патенты, которые способны положить конец бесконечным патентным войнам, которые ведут производители смартфонов, то они хранятся в архивах Motorola.
Google купил Motorola: кому и чего теперь бояться?
Компания Google сделала самую крупную покупку за всю свою историю. Теперь ей принадлежат 24,5 тысячи патентов и компания, производящая мобильные телефоны.
Оба варианта способны существенно поменять расклад сил на мобильном рынке — и необязательно к лучшему. Попытка выпустить собственный телефон неизбежно подорвёт доверие других производителей к Google. Из независимого разработчика Android компания в одночасье превратится в непосредственного соперника. Строить же бизнес на основе платформы, принадлежащей конкуренту, — это существенный риск. В Samsung, похоже, уже задумались об альтернативе Android на тот случай, если события будут развиваться по самому пессимистичному варианту.
Второй сценарий способен на какое-то время прекратить патентные войны, от которых вреда давно больше, чем пользы. Но только в том случае, если Google останется на «светлой стороне силы» и не перейдёт от обороны к нападению. Удержаться от искушения, когда в руках такое «вундерваффе», как мотороловские патенты, может оказаться непросто.