Итальянская учёная общественность напугана деятельностью некоей анархической организации, которая начала кампанию террора против учёных. В начале мая некая Неформальная федерация анархистов взяла на себя ответственность за нападение на Роберто Адинольфи, главу компании Ansaldo Nucleare, занимающейся ядерной энергетикой.
В манифесте, присланном в крупную итальянскую газету Corriere della Sera, анархисты заявили: «Этим деянием мы возвращаем тебе крошечную часть тех страданий, которые ты, человек науки, причиняешь этому миру». Адинольфи получил пулю в ногу 7 мая. Ранение не было серьёзным.
Кроме того, анархисты пообещали устроить «небо в алмазах» итальянскому концерну Finmeccanica (родительской компании Ansaldo Nucleare), который в своем манифесте они назвали «спрутом-убийцей».
В целом же смысл манифеста сводился к тому, что наука и технология «обслуживают капитализм в ущерб человечества, превращая всех в безмозглых потребителей природных ресурсов», и что развитие ядерной энергетики в Европе неизбежно приведёт к новой «Фукусиме».
Те же анархисты устраивали фактические теракты и раньше: в 2010 году была предпринята попытка подорвать лабораторию IBM в Цюрихе (бомбистов перехватили и заперли), в апреле 2011 года посылка с адской машиной взорвалась в офисе лоббистской организации Swissnuclear, ранив двух человек.
Существует предположение, что итальянская «федерация анархистов» связана с эко-анархистским движением в Мексике; его участники «прославились» тем, что отправили бомбы в ряд местных научно-исследовательских организаций.
«С борцами за права животных всё понятно, — говорит Михаэль Хагманн, директор по связям с общественностью швейцарской Федеральной лаборатории материаловедения и технологий, — что им надо, все знают. Но с этими анархистами? Неясно. Они хотят, чтобы все научные эксперименты прекратились? Чтобы все перестали ездить на машинах или чтобы все отправились жить в пещеры? Я не знаю».
Вероятнее всего, упомянутые анархисты обсмотрелись «Бойцовского клуба», но сочли вражеской пропагандой «12 Обезьян» и «28 дней спустя», где внятно показано, какие последствия может принести борьба за идею — в отсутствие мозга.
В последние годы, однако, можно наблюдать нарастающее сопротивление прогрессу и науке как таковым. Буквально 20 мая в Нью-Йорке ортодоксальные евреи арендовали целый стадион, чтобы обсудить угрозу, исходящую со стороны интернета в направлении общества в целом.
Под тем же соусом — в порядке борьбы с детской порнографией и прочей безнравственностью российская «Лига безопасного интернета» продвигает поправки в законы «О связи» и «Об информации» с тем, чтобы обязать интернет-провайдеров блокировать сайты с противозаконным контентом без решения суда — по звонку из Роскомнадзора.
Не прекращающиеся в США обезьяньи процессы — местами успешные попытки протолкнуть креационизм в школьные программы в качестве научной теории, тождественной по своей значимости Теории Эволюции, — это ведь тоже проявления устремлений: долой прогресс, да здравствует нравственность!
Естественно, экотерроризм — явление не новое и, по счастью, не слишком массовое. Однако нет, да и не может быть никаких гарантий, что «борьба с цивилизацией» не войдёт в какой-то момент в моду, как вошла в неё в прошлом году борьба с мировым капиталом.