В природе всё продумано: выживает и размножается сильнейший, зима сменяет осень, дождь — засуху. Вот ещё один пример изящной работы этой отлаженной системы. Представьте, что на дне мирового океана или какого-нибудь далекого сибирского озера растёт водоросль, которая вырабатывает омега-3.
Это группа полиненасыщенных жирных кислот, которые входят в обмен веществ каждого живого организма и благотворно влияют на его здоровье, укрепляют сердце и обладают антиоксидантными свойствами. «Производится» омега-3 при этом на дне морском, и только там. Как же этот класс кислот попадает в живые организмы всего мира, в том числе и те, которые обитают за сотни тысяч километров от источника распространения? Существенную роль в этом играют насекомые-амфибионты, то есть такие, личинки которых развиваются в воде.
То, что насекомые-амфибионты разносят омега-3 по всему миру через пищевые сети, было известно уже давно. Мелкие рачки едят водоросли, которые производят омега-3. Рачков поедают личинки стрекоз, которые, в свою очередь, становятся пищей рыбы, рыба попадается на клюв птице или в сети человека. Птиц едят млекопитающие, которые после смерти разлагаются и также становятся пищей для бактерий и насекомых-могильщиков. Так омега-3 охватывает всю поверхность планеты.
Стрекозы считаются наиболее успешным распространителем омега-3 неслучайно. Эти насекомые самые выносливые, они могут мигрировать на тысячи километров, развивая скорость, по некоторым данным, до 50 км/ч. Поскольку стрекоза – крупное насекомое, она доступна, в отличие от мелочи, крупным птицам. Прожорливость стрекоз также играет положительную роль. За день стрекоза съедает столько грамм пищи, сколько весит сама. Таким образом, скворец, съев стрекозу, как в консервах, получает все полезные и питательные вещества тех насекомых, которых поймала до этого стрекоза.
Решающую роль в получении конкретных данных относительно того, сколько выносится омега-3 из водоёмов, сыграли исследования учёных из новосибирского Института систематики и экологии животных и красноярского Института биофизики. Оказалось, что на 1 грамм сухого веса приходится 7,98 миллиграмма омега-3, в то время как на 1 кв. км исследуемой территории насчитывается более 2 тонн стрекоз, и эти цифры характерны для большей части Сибири.
В данном случае интересны не только результаты исследования, но и сам процесс. Можно легко себе представить, как посчитать, например, слонов в Африке или лосей и медведей в Сибири. Крупные животные считаются штучно с помощью вертолётов или вычисляются зимой по следам на снегу. Но как узнать, сколько в конкретной местности водится мышей-полёвок, сколько личинок в водоёме или даже сколько комаров обитает в ваших окрестностях?
В биологии существует несколько методов учёта мелких животных и насекомых, один из которых называется «мечение с повторным отловом». Он занимает много сил и времени, поскольку в пределах одного участка нужно поймать несколько сотен или тысяч насекомых, в нашем случае стрекоз, и каждую из них пометить. Но как пометить хрупкую стрекозу? Методом проб учёные установили, что самым лучшим красителем является дорогая губная помада: она яркая, держится долго, влагоустойчива.
Для исследований была разработана система знаков для меток, состоящая из штрихов и точек, с её помощью можно закодировать до 10 тысяч стрекоз. После того как нужное количество стрекоз помечено, они отпускаются на волю, при этом большинство меченых остаётся в пределах того участка, на котором его отлавливали (несколько сот метров). На следующий день отлавливается такое же количество стрекоз, и каждая меченая отсаживается в специальный ящик. Далее учёные считают, сколько от общего количества стрекоз оказалось мечеными, и составляют пропорцию. Так становится известно количество насекомых на луге. Есть и другие методы. Например, при подсчёте личинок учёные забирают донную массу с участка площадью, например, метр на метр, а потом умножают на общую площадь характерного участка водоёма.
В целом же из разговора с Анатолием Харитоновым, который руководил проектом с новосибирской стороны, стало ясно, что мир животных и насекомых изучен ещё совсем мало, а вопрос взаимодействия природы с человеком занимает отдельное место в науке и философии. В частности, учёный поделился мыслями о том, есть ли у насекомых сознание, а также привёл железную аргументацию в пользу расширения традиционного меню экзотическими видами мяса, например биомассой дождевого червя. Мой с ним разговор полностью можно прочитать на портале «СОРАН.Info».