На десятой международной конференции по приложениям и сервисам для мобильных систем «MobiSys 2012», проходящей в Великобритании 25 – 29 июня, исследователи из Microsoft Research и университета имени Джона Хопкинса (штат Мэриленд) предложили метод навигации внутри помещений.
Технология получила название FM-based Indoor Localization. Она обещает изменить наши привычки искать что-либо внутри зданий подобно тому, как GPS изменила представления об ориентации в городских условиях и на природе.
Концептуально технология напоминает военно-прикладной вид спорта «охота на лис» или ARDF (amateur radio direction finding), в котором при помощи радиоприёмника с направленной антенной участник соревнований должен был как можно быстрее отыскать несколько радиопередатчиков. Разница в том, что действие происходит в помещении и цели преследуются сугубо утилитарные, поэтому определение местоположения интересующего объекта происходит автоматически — с наглядным отображением на экране и даже расчётом кратчайшего пути.
На базе одной лишь существующей инфраструктуры беспроводных сетей хорошего результата добиться не удалось. Методы, основанные на измерении уровня мощности принимаемого сигнала (RSSI) Wi-Fi оборудования, оказались непригодными для точного позиционирования внутри помещений из-за особенностей распространения волн гигагерцового диапазона. Однако в ходе экспериментальной проверки была установлена независимость частоты возникновения ошибок в определении координат разными методами. При сочетании Wi-Fi RSSI и новой FM-IL методики точность однократного позиционирования повышалась до 11 процентов, а общая эффективность системы при долговременном использовании – до 83 процентов.
Частотная модуляция в УКВ диапазоне (88 – 108 МГц) по сравнению с Wi-Fi делает задачу позиционирования менее чувствительной к присутствию людей и переотражениям. Кроме того, FM-сигналы меньше затухают на тех же расстояниях, гораздо лучше проникают через препятствия и менее вариабельны во времени.
Поскольку предложенный метод технически прост и не требует существенных затрат, скорость его внедрения напрямую зависит от осведомлённости и заинтересованности в нём людей. Прогнозируется, что наиболее востребованной навигация внутри помещений окажется в крупных торговых центрах. Однако если с точки зрения исследователей сокращение времени на поиск товара — очевидный плюс, то для маркетологов это столь же явный минус. Проведя меньше времени в торговом зале и перемещаясь целенаправленно, покупатель успеет увидеть и захотеть приобрести меньшее количество товара.