Вчера на сайте «Ведомостей» мелькнула занятная заметка с броским заголовком: «Русский Linux поставили под вопрос». Со слов бывшего заместителя министра связи Ильи Массуха, в ней говорилось о его увольнении из-за расхождений во взглядах с новым министром связи и о том, что последний считает развитие НПП бесперспективным. Пожалуй, нам имеет смысл попробовать разобраться в сложившейся ситуации.
Началось всё немного раньше, с публикации РИА «Новости». Однако никаких официальных данных, подтверждающих эти факты, нам обнаружить не удалось. Неудивительно — формирование руководства министерства ещё не завершено, и, пока там не «устаканятся» внутренние административные процессы, серьёзных решений и заявлений не будет. Более того, получить внятный ответ заметных игроков рынка тоже невозможно — кто же станет комментировать слухи?
Удалось выяснить два факта. Российская ассоциация свободного программного обеспечения (РАСПО) направила министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николаю Никифорову письмо, в котором обращается внимание на тревожное положение, сложившееся с выполнением распоряжения Правительства от 17 декабря 2010 года №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы». Кроме того, участники РАСПО пытаются встретиться с новым министром, чтобы обсудить сложившуюся вокруг НПП ситуацию.
Обвинять «Ведомости» тоже неверно: если газета публикует, что ей говорит авторитетный спикер, то какие могут быть к ней претензии? Тут можно придраться разве что к заголовку да к расстановке акцентов.
В своем твиттере Николай Никифоров упомянул публикацию «Ведомостей». Также он ответил на вопрос о том, есть ли план свернуть НПП. «Нет, — написал министр, — но нужно очень чётко понять, чего же мы все хотим от НПП, на что и зачем мы тратим деньги налогоплательщиков».
Позиция взвешенная, но информации о судьбе НПП мы не получили. Непонятно также, какие резоны были у Ильи Массуха и бывает ли дым без огня. Можно предположить, что всё это — лишь видимая часть каких-то внутренних разбирательств, о результате которых мы узнаем, как всегда, постфактум. Увы, обсуждать слухи нет никакого смысла, а фактов — кот наплакал. Есть надежда, что с новым руководством Минкомсвязи станет более открытым для общества, но она невелика. Не помешало бы это и участникам процесса создания НПП, которые наотрез отказываются обсуждать скользкие вопросы. При наличии официальной информации, глядишь, и слухов бы поубавилось.