Сегодня в университете южноиспанского города Малага (Universidad de Malaga) состоится дебютное исполнение музыкального произведения «Transits — Into An Abyss», написанного компьютером. Это не первый подобный опыт, однако впервые творение компьютерного композитора получилось достаточно качественным и выразительным, чтобы «ведущие мировые музыканты» (а конкретнее — участники Лондонского симфонического оркестра) согласились, причём вполне охотно, исполнять его. Премьера посвящена столетию со дня рождения Алана Тьюринга.
Компьютер, построенный в университете Малаги, носит название Iamus (Иам — в греческой мифологии сын Аполлона, обладавший даром провидения будущего). Это 13-терафлопсовая система, оснащённая 1620 процессорами AMD, 6752 гигабайтами оперативной памяти и 885-терабайтным хранилищем данных. Его единственное назначение — сочинять музыку.
Как уже было сказано, это далеко не первая попытка заставить компьютеры сочинять музыкальные композиции. Французский композитор-авангардист Янис Ксенакис экспериментировал с использованием алгоритмов и вычислительных машин в процессе написания музыкальных композиций ещё в 1960-е годы. В 1980-е была создана программа, которая могла осуществлять гармонизацию хоровой музыки в стиле И.С. Баха, и к настоящему моменту разработано множество программных комплексов, способных осуществлять музыкальные импровизации в заданном стиле. Одна из таких программ — разработка Sony под названием Continuator — в своё время даже прошла музыкальную разновидность теста Тьюринга: два музыкальных критика часто не могли отличить игру человека от импровизаций компьютера. И не потому, что человек плохо играл.
Другое дело, что все эти разработки, как правило, не в состоянии написать музыкальное произведение с нуля так, чтобы выдать действительно «человеческий» результат. Iamus, по-видимому, подбирается к этому вплотную.
Любопытен принцип, по которому он работает: вначале генерируются очень короткие музыкальные фразы — «геномы», а затем они начинают эволюционировать (в том числе путём слияния друг с другом), постепенно обретая форму полномасштабных музыкальных произведений. Не обязательно в академической стилистике: Iamus в принципе способен писать музыку на любой заданный лад, автоматически создавать аранжировки для любого набора инструментов и выводить их на печать в готовом для исполнения виде.
Первое произведение, которое Iamus написал, называлось «Hello, World!» (удивительно, правда?). После его исполнения живыми музыкантами в 2011 году критики назвали данную пьесу «ожидаемо сухой и серой». В этот раз, похоже, всё будет по-другому: члены Лондонского симфонического оркестра уже заявили, что Transits воспринимается как «стена звука», местами крайне выразительная.
Сегодняшнее премьерное исполнение «Transits — Into An Abyss» будет транслироваться в Сети. Ну а осенью у компьютера Iamus выйдет первый официально изданный музыкальный альбом…
…Отчего-то этот факт не вызывает восторга.