Третью версию GNOME часто ругают — после ее выхода немало пользователей предпочло мигрировать на альтернативные продукты. Один из разработчиков инструментария GTK обобщил накопившиеся проблемы и рассказал о сложившейся в проекте ситуации. Чуть раньше, на европейской конференции GUADEC 2012 был представлен доклад «Светлое будущее GNOME» («A bright future for GNOME«).
Если верить опубликованной Бенджамином Отте заметке, в проекте GNOME назревает кризис. Некоторые ключевые разработчики ушли, не согласившись с нынешним политикой развития продукта. Персонала не хватает: инструментарием GTK в режиме полного рабочего дня занимается только сам Бенджамин Отте, Glib и Evolution развиваются силами энтузиастов, а кроме того — анализ статистики показывает снижение числа коммитеров. Данные по 131 связанному с GNOME пакету (включая GStreamer и NetworkManager) неутешительны — эти продукты ведут всего двадцать работающих полный день специалистов, десять из которых — сотрудники Red Hat. Из оставшихся трое занимаются GStreamer, а двое — переводами.
Бенджамин Отте говорит о падении популярности GNOME у пользователей и создателей дистрибутивов. По его словам, некоторые корпоративные участники охладели к проекту, а разработчики важных настольных приложений не торопятся переходить на GNOME 3. Нацеленность среды на новые типы мобильных устройств Бенджамин также считает ошибкой.
Зэн Лопес и Хуан Хосе Санчес представили в Мадриде большой доклад, в котором рассказали об истории развития GNOME, текущих проблемах проекта и планах разработчиков. Главными сложностями авторы доклада считают направленность среды на персональные компьютеры (заметьте, Бенджамин Отте считает ошибкой попытки внедрить GNOME на мобильных устройствах), отсутствие ясных целей, фрагментацию продукта, ограниченность людских ресурсов, потерю популярности у пользователей, а также недостаточно активное участие в проекте заметных игроков рынка.
Решать проблемы предлагается в основном за счет продвижения GNOME на мобильные устройства — они становятся более популярными, а продажи персоналок падают. Рынок при этом не достиг насыщения — не всех пользователей устраивают iOS и Android. В марте 2014 года должна выйти четвертая версия GNOME, которая рассматривается, как платформа для построения GNOME OS. В ней будет в полной мере поддерживаться работа с сенсорными экранами, а также появятся некоторые системные компоненты, вроде установщика и средств управления приложениями. Для разработчиков программ в GNOME 4 включат специальный SDK (он позволит создавать как нативные, так и основанные на веб-технологиях продукты), а кроме того предполагается активное сотрудничество с OEM-партнерами для распространения предустановленной на устройства различных типов GNOME OS.
Концовка доклада была оформлена в стиле: «Нью-Васюки станут центром Вселенной», — речь шла о плане с амбициозным названием 20×20 — занять 20% рынка настольных систем к 2020 году. Надеюсь, многие помнят провалившийся план проекта GNOME занять 10% рынка к 2010 году? Он и назывался похоже — 10×10.
Занятно, но в части анализа проблем заметка и доклад очень похожи. Во всем, кроме одного пункта — переориентации проекта на мобильные устройства. Я склонен думать, что особых шансов у GNOME на этом рынке нет — создание успешной мобильной платформы требует огромных капиталовложений в сопутствующую инфраструктуру и привлечения сторонних разработчиков приложений. Практика показала, что даже хорошая мобильная ОС сама по себе никому не нужна, а возможность конкуренции проекта GNOME с Apple и Google сомнительна. Оппоненты могут мне возразить в том смысле, что свободных программ в репозиториях много. Все так, но мобильные продукты и ПО для настольных систем — разные вещи.
Освоить новые сегменты рынка пытаются и другие разработчики свободного ПО — например, Canonical. Но действует компания осторожнее — создавая отдельные продукты для развлекательных и мобильных систем и не трогая настольных решений. Может быть разработчикам удастся придумать некий универсальный GNOME, но я в этом сомневаюсь — успешно скрестить ежа с ужом еще ни у кого не получалось.