Федеральная торговая комиссия США выписала компании Google беспрецедентный штраф в размере 22,5 млн долларов за нарушения пользовательской приватности. Суть проблемы в том, что Google, дескать, продолжал мониторить перемещения пользователей браузера Safari даже со включённой опцией Do Not Track. В рамках сделки с регуляторами Google не обязан даже признавать себя виновным, достаточно просто заплатить назначенную сумму. Отдельно оговаривается, что штраф наложен не за преднамеренное обхождение встроенной в Safari функции, а за «небрежность». Небрежность, надо сказать, какая-то странноватая. А впрочем, сначала надо пояснить, что такое Do Not Track.
Как явствует из его названия, это функция, запрещающая сбор информации о перемещении пользователя в Сети. По большому счёту, это всего лишь новый HTTP-заголовок, стандартизацией которого занимается в настоящее время концерн W3C.
Do Not Track по своему действию напоминает стандарт Robots Exclusion, запрещающий поисковым роботам индексировать весь сайт или отдельные его части. Когда браузер запрашивает контент или отправляет данные по HTTP, он может включать какую-либо дополнительную информацию в виде HTTP-заголовков. Отправляемый браузером заголовок DNT: 1 сигналит серверу, что отслеживание перемещений пользователя для него (пользователя) нежелательно — то есть загрузки (на пользовательский компьютер) отслеживающих его перемещения cookie происходить не должно. Впрочем, на владельцев серверов никаких юридических обязательств Do Not Track не накладывает, следование ему — это лишь вопрос, так сказать, порядочности.
В декабре 2010 года Федеральная торговая комиссия призвала ИТ-компании реализовать поддержку Do Not Track для защиты интересов пользователей. Тогда же Microsoft объявила о внедрении DNT в Internet Explorer 9. Следом Mozilla, Apple и Opera реализовали аналогичный функционал в своих браузерах. Google пообещал встроить Do Not Track в Chrome до конца 2012 года. В июне 2012 года Microsoft объявила, что в Internet Explorer 10 функция Do Not Track будет активирована по умолчанию.
Возвращаясь к штрафным санкциям против Google, необходимо отметить, что Федеральная торговая комиссия покарала компанию главным образом за нарушение прежних договорённостей: в 2010 году Комиссия обвинила Google в нарушении приватности пользовательских данных в связи с некоторыми функциями неудачного проекта Google Buzz. В 2011 году Комиссия и Google подписали соглашение, по которому Google обязывался «не вводить пользователей в заблуждение относительного того, насколько они могут контролировать сбор информации о себе».
В этом году претензии к Google у FTC возникли после того, как в минувшем феврале специалист Стэнфордского университета Джонатан Майер опубликовал результаты своего исследования, из которых следовало, что Google может обходить настройки приватности в браузере Apple Safari.
Как оказалось, в некоторые свои рекламные материалы программисты Google добавили специальный код, так что, если пользователь переходил по рекламной ссылке, браузер Safari интерпретировал это как подтверждённое пользователем исключение для Do Not Track. В итоге на пользовательский компьютер загружалась отслеживающая cookie.
В то же самое время на справочной странице Google Help Center указывалось, что пользователям Safari не нужно производить никаких дополнительных действий, чтобы предотвратить отслеживание их перемещений по Сети. Именно это обстоятельство и вызвало негодование у чиновников из FTC.
Google утверждает, что «обход» Do Not Track был необходим для того, чтобы размещать на разных сайтах свою кнопку +1 и что информация на вышеупомянутой справочной странице была размещена в 2009 году, за два года до первого соглашения с Федеральной торговой комиссией и за год до того, как Apple «поменяла свою политику в отношении cookie» (то есть внедрила DNT в Safari).
Так или иначе, Google теперь убирает весь этот «рекламно-обходной» функционал из своей рекламы и выплачивает штраф. Надо сказать, ещё относительно легко отделался.