Компания Google, как уже сообщалось, опубликовала статистический документ под названием Global Business Map («Мировая карта бизнеса»). По существу, это сведённые в один документ данные по использованию интернета и мобильных технологий в разных странах мира, собранные из множества различных источников.
«Отличия создают возможности, и возможности есть…» — гласит эпиграф к статистике по России. Впрочем, сразу после этого идут маловоодушевляющие факты: отрицательный прирост населения (-0,47 процента), средний возраст — 38,7 года, соотношение мужчин и женщин — 46 и 54 процента соответственно. Детей в возрасте до 14 лет в стране не более 15 процентов, людей старше 65 лет — 13 процентов.
Что же касается интернет-статистики, то, как следует из документа, в 2011 году 44,3 процента жителей России подключены к интернету, при этом доступом к широкополосным каналам могут похвастаться не более 15,7 млн человек (логично предположить, что это преимущественно обитатели крупных городов).
В этом отношении Россию, например, значительно обгоняют США, Германия, Великобритания и Франция, где коэффициент степени проникновения интернета составляет 78 процентов, 84,1 процента, 82,7 процента и 77 процентов от общей численности населения соответственно. Западноевропейские страны в целом демонстрируют очень высокую степень распространённости интернета. Это же характерно и для Японии — крупной страны «первого мира» в Азии, численность населения которой, несмотря на колоссальную разницу в занимаемой площади, уступает численности российского населения лишь на 12 процентов. Около 80 процентов населения Японии имеют доступ к Сети.
Россия по проникновению интернета стоит существенно ниже даже некоторых стран Восточной и Южной Европы. Например, в Греции 46 процентов населения обладают доступом в Сеть, в Венгрии — 62 процента, в Болгарии — 48.
Из числа стран бывшего СССР в «Карту» Google попали только Украина, Латвия и Литва. Из них Украина ближе всего оказывается к России по показателям проникновения — 39 процентов, Латвия — 68, Литва — 60.
При этом, если между США, развитыми странами Европы и Японией разница в проникновении интернета невелика, то рынок интернет-рекламы, например, различается повсюду чрезвычайно. И показатели не коррелируют ни с коэффициентом доступности интернета, ни с численностью населения в данной конкретной стране.
США — абсолютный лидер по показателям продаж рекламы в 2011 году: обороты составили 155 млрд долларов. Доля рекламы в интернете в абсолютных цифрах тоже такая, что не угонится никто никогда: 25,9 млрд долларов. В относительных цифрах, однако, это всего 16,77 процента. По относительным показателям США отстаёт от Германии (18,74 процента), Японии (20,43 процента) и даже Китая (21,39 процента), притом что в абсолютных значениях всё куда прозаичнее. Второе место после США занимает Япония, чей рынок оценивается в 45 млрд долларов, объём рынка интернет-рекламы — 9,26 млрд долларов.
Близки по оборотам рынки Германии и Китая, при шестнадцатикратной разнице в численности населения: 24,4 млрд долларов в Германии против 29,9 млрд в Китае; доля рекламы в Сети — 4,577 и 6,405 млрд долларов соответственно.
Российский рынок рекламы, по оценкам Google, составляет не более 8 млрд долларов, доля интернет-рекламы в восемь раз скромнее (1,1 млрд, 13,84 процента). Это может быть связано как с относительно низким проникновением интернета, так и с исторически демпинговыми ценами. При всём при этом Россия «рискует» оказаться на первом месте в Восточной Европе в области мобильной рекламы.
Несколько удивляет положение дел в Украине, например: её население по численности лишь вдвое уступает Германии, при этом объём рекламного рынка в Украине меньше аж в 32 раза — 754 млн долларов. Из них лишь 36 млн (4,77 процента) приходятся на онлайновую рекламу.
В то же самое время в Индии, лишь Китаю уступающей по численности населения, объём рынка рекламы ниже, чем в России (5,9 млрд долларов), а на интернет-рекламу приходятся лишь 166 млн долларов (2,83 процента). Частично это можно объяснить низким проникновением интернета — лишь 10,2 процента индусов пользуются возможностями доступа во Всемирную Сеть.
Довольно странную картину являет и динамика роста поисковых запросов в Сети — как с мобильных устройств, так и с десктопов/ноутбуков.
Например, в России темпы роста числа поисковых запросов с октября 2009 года и до октября 2011 годов составили 455 процентов (десктопы) и 675 процентов (мобильные устройства). Это очень много. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее количество запросов связано с недвижимостью. Онлайновые сообщества на втором месте, и это неудивительно, поскольку россияне проводят в среднем до 10,6 в неделю в социальных сетях, занимая второе место в мире по этому показателю:
В США темпы роста аналогичных показателей скромнее — 215 и 511 процентов соответственно.
Это, впрочем, легко объясняется зрелостью рынка и высокой степенью проникновения интернет-соединений: мобильные устройства с возможностью стабильного и мало-мальски высокоскоростного доступа в Сеть появились относительно недавно, продажи их растут очень активно, а соответственно растёт и количество осуществляемых с них запросов в интернет.
Сходная картина наблюдается во Франции:
В Великобритании:
Везде можно наблюдать скромный, но существенный прирост числа поисковых запросов с традиционных компьютеров и куда больший — с мобильных устройств.
В Германии:
Обратите внимание на сумасшедший рост мобильных запросов; впрочем, десятикратный прирост характерен также для Сингапура, Испании и Турции, которых мало что объединяет; а Марокко с его 2751 процентом роста «убирает» вообще всех:
Марокко, впрочем, — это крайне проблемный регион, где последствия так называемой «арабской весны» до сих пор имеют очень высокую амплитуду. Учитывая, что смартфоны и социальные ресурсы играли весьма существенную роль в волнениях в арабском мире, отчётливо наблюдаемые всплески запросов связаны именно с политическими событиями.
На втором и третьем местах располагаются Аргентина (1931 процент):
…и Норвегия (1921 процент прироста мобильных запросов):
NB: резкий всплеск количества запросов, приходящийся на июль 2011 года, — это атака Андерса Брейвика, убившего несколько десятков человек из идеологических соображений.
Очень странную динамику показывает Китай: общий рост там крайне невелик (158 процентов по мобильным запросам, 138 процентов — по десктопам), при этом, если взглянуть на график, можно увидеть какие-то судорожные всплески всеобщего интереса, так же быстро спадающие, как и возникающие. В начале 2011 года наблюдался всеобщий спад количества запросов. Как раз тогда, надо заметить, Google объявил об отказе фильтровать результаты поиска в китайской версии своего поисковика (а впоследствии и вовсе обвинил китайские власти в неправомерном вторжении в его сервисы). Вероятно, характерный спад связан с неделикатными действиями властей Поднебесной, жёстко среагировавших также на «арабскую весну».
Аналогичный провал можно наблюдать в конце 2010 года в Египте — в связи с известными событиями:
Из всего этого многообразия напрашивается, в принципе, целый ряд выводов. Во-первых, только в России и Украине в 2009-2011 годах наблюдается прирост запросов с десктопов более 400 процентов. При этом именно Россия и Украина относятся к тем очень немногочисленным странам, где доминирует «местный» поисковик («Яндекс» в данном случае). Отмечаемый рост запросов — это рост запросов конкретно к Google.
«Мобильные» запросы растут повсеместно, но взрывные темпы, очевидно, характерны главным образом для развивающихся рынков. Из этого выделяются, правда, примеры Марокко и Норвегии, но там росту явственно способствовали происходившие в стране события. Есть все основания полагать, что на аналогичных графиках за период с осени 2010 по осень 2012 года на осень-зиму 2011-2012 годов тоже придутся солидные всплески количества запросов, «мобильных» особенно.
Рынок интернет-рекламы крайне неоднозначен, и, похоже, у каждого региона (государства) столько своей специфики, что о каком-либо единообразии говорить не приходится и не придётся ещё много лет. Что означает полное отсутствие какого-либо универсального подхода к продажам рекламы в Сети.