Если посмотреть на системные показатели современных планшетов, то нетрудно заметить, что они примерно соответствуют лучшим десктопам первой половины прошлого десятилетия. iPad 3, например, работает на базе процессора с тактовой частотой 1ГГц, хотя, конечно, есть разница между двухъядерным чипом на ARM со встроенной графической подсистемой и типичной начинкой десктопа на базе процессора Intel и дискретной графики. И тем не менее последние iPad пригодны для выполнения в том числе вполне нестандартных задач, от музыкального софта до трёхмерной графики.
Что касается CG, то, как известно, Epic Games сделали для планшетов свою версию Unreal Engine, и выглядит это… Судите сами:
Это демо Epic Citadel на движке Unreal Engine 3 в мобильной версии.
Это вполне коммерческая игрушка Infinity Blade, на том же движке построенная.
То есть с отображением трёхмерной графики, пусть и не самой крутой, по современным меркам, у iPad 2-3 всё в порядке.
А с созданием? Тут и начинается проза. «Обследование» Apple App Store позволило установить, что при относительно большом количестве приложений для рисования (пальцами или стилом по стеклу соответственно), для трёхмерной графики разработок, мягко говоря, негусто. И хотя это ни в коей мере не показатель, графические программы все размещаются в категории «Развлечения».
123D Sculpt — это приложение, выпущенное разработчиками 3DS и Maya — Autodesk. Как явствует из названия, программа позволяет заниматься виртуальным ваянием. Возможности, впрочем, весьма ограниченны, это действительно больше развлечение, нежели что-то пригодное для работы с трёхмерной графикой. Притом полученные модели можно экспортировать в универсальный формат .obj и дорабатывать на десктопе или ноутбуке уже в любом другом — «настоящем» — трёхмерном пакете.
Чуть более солидно выглядит AutoCAD WS, просмотрщик и редактор для чертежей, сделанных в AutoCAD. Правда, судя по комментариям в AppStore, на последних версиях iPad и iPhone этот пакет работать отказывается.
У Autodesk есть также приложение для просмотра (в 3D) моделей, изготовленных в профессиональном пакете Inventor — Inventor Publisher Mobile Viewer. Но никаких функций для редактирования в нём нет, это именно просмотрщик.
Похоже, Autodesk — единственная компания, решившаяся на то, чтобы делать какой-то «трёхмерный» софт для iPad.
Между тем профессионалы трёхмерной графики вполне активно используют планшеты в качестве вспомогательных инструментов, а то и не только вспомогательных.
Например, для работы с «инженерным» 3D-пакетом SolidWorks компания Maide выпустила приложение, превращающее iPad, iPhone или iPod touch в сенсорный контроллер для SW.
В свою очередь, несколько дней назад издание CGchannel.com опубликовало интервью с Олкуном Таном, бывшим программистом DreamWorks Animation, а теперь руководителем собственной студии Gradient Effects (работали над фильмом «Гарри Поттер и дары Смерти»). В интервью Тан рассказал, что у них разработана собственная мобильная система разработки превизов Sandbox.
Что такое превиз? Это относительно быстро создаваемые анимационные ролики, позволяющие создателям фильма выстроить все сцены заранее. Как пояснил «Компьютерре» глава московской VFX-студии Main|Road Post Арман Яхин, при создании превизов делается вся раскадровка, расставляются объекты по сцене (будущие декорации, в частности), камеры, отстраивается освещение. Затем, если понадобится более реалистичная картинка, на «облаке» делается рендер — видео, которое уже можно просматривать на чём угодно.
Но в целом пока что с iPad можно играть, можно читать учебники по трёхмерной графике, но, увы, делать её особо нечем. Разработчики, ау!