Российское подразделение сервиса коллективных скидок Groupon объявило о назначении нового исполнительного директора. Им стал 27-летний Вадим Федотов, ранее возглавлявший головной отдел продаж и отвечавший за раздел «Шопинг». Назначение происходит в довольно сложное для родительской компании время. После выхода на биржу акции компании практически постоянно падали; не далее как 14 августа 2012 года стоимость одной акции упёрлась в «дно» — 5 долларов 49 центов. Это сопровождается безрадостной для Groupon критикой его бизнес-модели аналитиками и крупными финансовыми потерями.
Назначение Федотова главным по российскому рынку, однако, с этим, по утверждению пресс-службы компании, не связано.
— Назначение Вадима было инициировано международным руководством компании и связано со стабильно растущими (под руководством Вадима) продажами, — сообщила «Компьютерре» пресс-представитель Groupon Russia Аюна Анджукаева.
Вадим Федотов будет осуществлять контроль над глобальными проектами, реализуемыми российским офисом, а также разработками для местного рынка. О каких именно глобальных проектах идёт речь, Анджукаева не уточнила, отметив лишь, что основной акцент будет делаться «на ещё более высокий уровень сервиса»:
— Также планируется экспансия не только в новые города, но и страны СНГ. Полгода назад мы открыли новые направления — Шопинг, Концерты, Туризм: все они оказались успешными, и мы планируем открыть ещё несколько направлений.
Groupon вышел на российский рынок после покупки в 2010 году одного из своих российских «клонов» — компании Darberry, с января 2011 сменившей название на Groupon Russia.
— Мы вышли на российский рынок купонных сервисов первыми, — говорит Анджукаева. — Сейчас его делят лидеры, которых на сегодняшний день четыре-пять. Остальные же занимают маленькие позиции — пока бытует иллюзия, что купонный бизнес делать очень легко, и многие сайты просто копируют нашу модель вплоть до цветов интерфейса.
Попытки копировать Groupon можно объяснить тем, что, как ни странно, «скидочный» рынок мало чем отличается от западного.
— Как это ни странно, отличий очень мало. Акции, оказавшиеся успешными в Японии или Бразилии, показывают отличные результаты и в других регионах. Во всём мире люди любят ходить в кино и рестораны, проводить время со своими детьми, делать покупки и путешествовать. Мы же предлагаем всё это по очень привлекательным ценам. И помимо понимания рынка в странах присутствия, у нас есть и другое преимущество: в своей работе мы используем опыт 48 стран, в которых успешно развиваемся, — говорит Анджукаева.
— Сильных отличий [российского рынка от западного] нет. Фактически все российские сайты скидок являются аналогами западных. Мы внимательно изучали западную систему купонов и старались взять сильные стороны, адаптировав под русский рынок, — говорит Дмитрий Баранов, представитель компании Biglion, конкурента Groupon. — Разницу можно выделить в том, что западный клиент более платёжеспособен и доверяет безналичным платежам более, чем российский.
По словам Баранова, именно Biglion является «явным лидером» российского скидочного рынка.
— Несмотря на то что сформировался явный лидер рынка — Biglion, Groupon, который меньше в два раза, и третий эшелон из четырёх компаний, постоянно появляются новые локальные игроки. Но до полного насыщения рынка ещё далеко. Акцент работы с потребителем передвинулся от услуг в сторону товара.
Что касается аудитории скидочных сервисов, то, по словам Баранова, клиенты Biglion — платёжеспособная аудитория, где слабый пол преобладает над мужским в процентном отношении. Возрастная категория очень широкая: 16-55, то есть фактически — все.
— Средний возраст подписчиков [Groupon] — 25-35 лет, из которых 54 процента — женщины и 46 процентов — мужчины с доходом выше среднего, — говорит Аюна Анджукаева. — Также мы отмечаем рост аудитории в возрасте 40+ лет, поэтому уверены, что купонными сервисами научатся пользоваться все, а экономить будет ещё более модно.