Один из основателей проекта Gnome Мигель Де Икаса считает, что Linux упустил шанс стать популярной пользовательской системой. И виноваты в этом Mac OS X и веб. Ну и сами разработчики Linux, конечно.
Речь идёт не о кознях Apple. Всё получилось само собой. И Linux, и Mac OS X представляют собой системы, родственные Unix. Mac OS X ничем не хуже, чем Linux, когда пользователю нужна командная строка. Но если пользователю необходимы популярные приложения вроде Photoshop и Microsoft Office, удобный интерфейс и отсутствие проблем с железом, Linux проигрывает, причём в первой половине прошлого десятилетия разрыв между двумя системами был гораздо очевиднее, чем сейчас.
В результате линуксоидное сообщество лишилось тех самых программистов, которые могли бы разрабатывать хорошие пользовательские приложения для Linux. Они не стали дожидаться лучших времён, а купили себе компьютеры или ноутбуки Apple. Остались самые стойкие — и их было мало.
«Лучшие программисты, которых я знаю, постепенно пересаживаются на «маки», — писал в 2005 году Пол Грэм, основатель инвестиционной компании Y Combinator, финансирующей технологические стартапы. — Роберт, мой знакомый, говорит, что все участники его исследовательской группы в MIT недавно как один обзавелись «Пауэрбуками». И это не какие-нибудь дизайнеры или ничего не понимающие в компьютерах тётушки. Это самые хардкорные системные хакеры, какие вообще бывают».
По мнению Икасы, дело осложнялось тем, что разработчики всевозможных библиотек и фреймворков для Linux не уделяли достаточного внимания обратной совместимости. Когда программный интерфейс то и дело меняется, это не способствует росту энтузиазма у разработчиков приложений. Икаса знает, о чём говорит: Gnome — это одна из двух популярных оконных сред для Linux, и в произошедшем есть и его вина.
«Мы много лет делали чужой код неработоспособным, — цитирует Wired слова Икасы. — В OS X ситуация с обратной совместимостью куда лучше». И это несмотря на то, что Apple отнюдь не славится долгой поддержкой устаревших версий. Существенные изменения, требующие доработки многих приложений, случаются в Mac OS X каждые два-три года.
Впрочем, дело не только в Mac OS X. Не менее (а то и более) важной силой, отвлекшей внимание разработчиков от Linux, был веб. Критический момент для будущего Linux совпал не только с ростом популярности «маков», но и с шумихой вокруг Web 2.0. «Многие из тех, кто говорил о свободном софте, — это те же люди, которые теперь говорят об открытом вебе», — считает Икаса.
Времена меняются. Система Apple по-прежнему остаётся «юниксом с человеческим лицом», но она уже не вызывает прежних симпатий у разработчиков, особенно разработчиков, сочувствующих идеям Free Software. Это вряд ли положительно скажется на её популярности в этой среде. Но ещё важнее то, что ни одна платформа не остаётся в центре внимания навечно.
Когда-то самые интересные программы в первую очередь появлялись в Unix. Были периоды, когда интереснее всего было следить за тем, что происходит в экосистеме Windows, Apple или веб. Несколько лет бурлили мобильные системы, но и это время подходит к концу. Через год передний край окажется в новом месте, и увы, вряд ли им будет настольный Linux.