Ассистент Siri из iPhone 4S скоро может быть потеснён с пьедестала самого способного голосового помощника. В IBM обещают сделать телефонную версию своего знаменитого искусственного интеллекта Watson, побеждающего людей в американском аналоге «Своей игры».
Дэвид Феруччи, старший менеджер отделения IBM по семантическому анализу, в 2007 году смог убедить руководство IBM дать ему команду из 15 человек и от 3 до 5 лет на создание эффективной автоматической системы, способной отвечать на неформализованные вопросы. Такая система пригодилась бы всевозможным колл-центрам, справочным и любым другим службам, обслуживающим клиентов.
…
Команда Феруччи загружает в память IBM Watson миллионы всевозможных документов – учебники, энциклопедии, справочники, художественную и религиозную литературу. Для анализа вопросов одновременно используется более сотни алгоритмов, предлагающих сотни возможных решений.
— из статьи Олега Нечая «Суперкомпьютер IBM Watson: элементарно, Ватсон»
Watson понимает вопросы на различные темы, заданные на естественном языке, и отвечает так же. Появление этой системы на мобильных устройствах может перевернуть наши понятия об искусственном интеллекте и сделать голосовое управление куда более популярным и полезным способом общения с компьютером.
Конечно, Watson 2.0 не станет в ближайшее время работать на самих мобильных устройствах — как и первая версия, он будет «жить» на серверах, куда будут переправляться для обработки голосовые запросы. Проблема в том, что сейчас Watson слишком требователен к вычислительным ресурсам и из-за этого потребляет неразумное количество энергии.
Watson — это десять серверов IBM Power750, то есть десять огромных шкафов с оборудованием. Даже если система будет отвечать на каждый вопрос за секунду, для построения такого же популярного сервиса, как Siri, понадобятся… очень много шкафов с оборудованием. Стоить их установка и содержание будут столько, что сервис вряд ли окажется прибыльным.
Не факт, что система сразу будет пригодна для массового использования. Скорее в IBM сперва начнут предоставлять сервис крупным компаниям (к примеру, Watson уже испытывают в качестве медицинской экспертной системы), а потом, если повезёт, он достигнет и массового рынка. По прогнозам аналитиков, к 2015 году освоение новых рынков принесёт IBM до 16 миллиардов долларов.
Добавлено: На шумиху вокруг Watson 2.0 в IBM отреагировали осторожно и рассылают комментарий с пояснениями. Вот он.
Технологическая платформа IBM Watson не выполняет функцию распознавания речи: во время съёмок игры Jeopardy! суперкомпьютер работал только с письменным текстом. Watson предназначен для автоматизированного анализа вопроса, распознавания его смысла и поиска знания в неструктурированных массивах текстовой информации, причем такого знания, которое соответствовало бы распознанному смыслу вопроса. Watson содержит множество эвристических алгоритмов, позволяющих отбирать из десятков миллионов страниц текста релевантные вопросу, строит на их основе тысяч гипотез, и постепенно отсеивает их с повышением интегрированного показателя вероятности правильного ответа. Кроме того, технология Watson, как большинство продуктов IBM, предназначена в первую очередь для индустриального применения, а не для потребительского рынка, поэтому использовать ее будут скорее поставщики интеллектуальных услуг пользователям планшетов и смартфонов, а не сами пользователи.
— Олег Бяхов, директор по развитию бизнеса, IBM в России и СНГ