Научный коллектив под руководством профессора Рудольфа Джэниша (Rudolf Jaenisch) выявил новые эпигенетические механизмы, позволяющие эффективно перепрограммировать зрелые соматические клетки в индуцированные плюрипотентные стволовые (ИПСК, iPS) в срок от 32 до 94 дней. В последние годы с этими клетками связаны многие перспективные исследования и надежды на разработку методов лечения тяжёлых заболеваний.
Профессор Джэниш — один из почётных членов Института Уайтхеда в Кембридже и преподавателем биологии в Массачусетском технологическом институте. Его приоритетной областью научных интересов является генетика и клеточная биология.
Проведённое его группой исследование является первым, в ходе которого изучению превращения в «эмбриональное» плюрипотентное состояние подвергались отдельные клетки.
Благодаря этому было установлено, что основная роль в процессе формирования ИПСК принадлежит четырём генам: (Esrrb, Utf1, Lin28 и Dppa2). Эти гены активировались на раннем этапе и проявляли высокую активность у всех клеток, подвергавшихся полноценной трансформации.
Кроме того, в ходе исследования удалось отсеять множество предполагавшихся ранее кандидатов на роль ведущих генов и регуляторов, так как было установлено, что они приводят к неполноценному превращению клеток в полипотентные.
Аналогичные эксперименты проводились с 2007 года, но они были направлены главным образом на экспрессию четырёх других генов (Oct4, Sox2, c-Myc и Klf4), причём сразу в больших клеточных популяциях. При этом менее 1% соматических клеток подвергалось полноценной трансформации, что усложняло задачу выявления других генов и регуляторных механизмов, действительно приводящих к завершённому преобразованию.
ИПСК интересны тем, что могут дифференцироваться в клетки практически любых других тканей, тем самым восстанавливая структуру и функцию в очаге поражения. Например, в экспериментах на крысах с травмами спинного мозга при помощи ИПСК восстанавливалась повреждённая нервная ткань, устранялся паралич, и возвращалась утраченная чувствительность.
Понятно, что большинство людей имеет слабое представление о медицинской генетике. Удивляет желание активно отстаивать своё право на неосведомлённость. Незнание порождает необоснованный страх, и под давлением общественности подобные исследования стремятся запретить. Сейчас они уже сильно ограничены, а вскоре могут быть вовсе запрещены на уровне федеральных законов.