На днях компания Canonical дала публике очередной повод для возмущений: с выходом Ubuntu 12.10 в графической оболочке Unity появится реклама. В результатах поиска будут выдаваться не только данные о локальных объектах, но и ссылки на релевантные запросу товары в интернет-магазине Amazon. Реакция пользователей на это нововведение была неоднозначной.
Выглядеть всё будет очень просто: в поисковую панель Dash разработчики добавили раздел «More suggestions» (Дополнительные предложения). Пока речь идёт только о товарах из магазина Amazon, но впоследствии Canonical может начать сотрудничество и с другими рекламными провайдерами.
Речь идёт о способе монетизации свободной ОС Ubuntu Linux. Если пришедший по ссылке человек совершает покупку в интернет-магазине, то определённый процент заплаченных им денег получает Canonical. Отключить новый функционал труда не составляет, достаточно удалить из системы пакет unity-lens-shopping.
Музыкальную «линзу» тоже обновили и сделали её более интерактивной: в секции «Suggested music» теперь можно просмотреть обложки альбомов из Ubuntu One Music Store и прослушать специальные preview-треки перед покупкой.
Кроме того, по умолчанию в Ubuntu 12.10 будут установлены два интегрированных с Unity веб-приложения — клиентские программы для Amazon и собственного музыкального магазина Canonical.
Неоднозначная реакция сообщества пользователей Ubuntu выглядит странно, поскольку криминала в инициативах компании нет — монетизированные ссылки и возможности совершения онлайн-покупок в свободных программах появились давно. Не стоит забывать, что речь идёт о свободном ПО, и в него из-за открытых исходных текстов попросту невозможно добавить неотключаемую рекламу. Если человек не выносит рекламы, новый функционал из Ubuntu 12.10 легко убирается удалением соответствующих пакетов или настройкой программных продуктов. Другое дело, какой коммерческий эффект даст инициатива Canonical — вряд ли он будет значительным.