Пробраться непосредственно в браузер — заветная мечта каждого веб-сервиса. Ради её исполнения появился Google Chrome, и такими же мыслями наверняка руководствовались в «Яндексе», предпринимая череду попыток встроить свои сервисы в браузер. Сперва был «Яндекс.Бар», затем — брендированные версии Firefox и Chromium, а теперь — «Яндекс.Браузер«.
Браузер, впрочем, вышел не в полной мере собственный. Как любой дистрибутив Linux строится из разных готовых компонентов, «Яндекс.Браузер» построен на основе нескольких доступных технологий. Его движок — это WebKit, используемый как в Safari, так и в Chrome, оформление сделано на основе Chromium — свободного проекта, лежащего в основе Chrome (и здесь поддерживаются плагины для Chrome). В этот софтверный коктейль добавлены антивирусные технологии «Лаборатории Касперского» и технология Opera Turbo, ускоряющая загрузку веб-страниц. Что же вышло в итоге, и стоит ли этим пользоваться? В чём отличие от уже существовавших браузеров «со вкусом Яндекса»?
С первого взгляда заметно, что вкус «Яндекса» усилился многократно — начиная хотя бы с того, что исполняемый файл внутри дистрибутива называется просто Yandex. Зато уже второй взгляд безошибочно определяет в браузере ответвление Chrome, но явно не простое, а с какими-то интересными нововведениями. Казалось бы, в «Яндексе» должны были богато напичкать Chromium своими сервисами. Это действительно так, но напичкали очень хитро, и интерфейс стал ещё минималистичнее, чем был.
Первая же неординарная вещь — панель инструментов. Здесь нет кнопки «вперёд», зато добавилась кнопка «Яндекс», ведущая на Yandex.ru. Её при желании можно убрать через настройки, но что с кнопкой «вперёд»? Оказывается, она будет появляться только в том случае, если действительно можно перейти вперёд. Нововведение интересное и, на мой взгляд, очень правильное. «Яндекс» может им по праву гордиться как новым словом в истории браузерных интерфейсов.
Кнопку, вызывающую настройки с панели инструментов, тоже убрали, но недалеко — она переехала в правую часть области заголовка окна. Кнопка «остановить/перезагрузить» находится внутри адресной строки — как в последних версиях Safari, но слева от адреса, а не справа. Так даже логичнее: она находится ближе к другим навигационным кнопкам, а не по другую сторону адресной строки.
В самой адресной строке (традиционно для Chrome совмещённой с поисковой) сконцентрирована основная масса нововведений. Начать их список стоит с самого способа отображать адрес: когда строка неактивна, показываются только домен (к примеру, blogs.computerra.ru) и название страницы, отделённое стрелочкой. Все остальные части адреса скрываются. Это необычно, но удобно: во-первых, название видно целиком (в Chrome оно показывается только в заголовке вкладки и чаще всего туда не влезает), во-вторых, по домену можно кликнуть и перейти на заглавную страницу. Чтобы снова увидеть полный URL, достаточно вернуть текстовый курсор в адресную строку.
Как и в Chrome, во время набора адреса или поискового запроса отображаются подсказки: ссылки из истории и избранного, перемешанные с выдачей поисковика. По умолчанию это, конечно, «Яндекс», но при желании можно вернуть Google или выбрать другую поисковую машину. Ещё один приятный нюанс: выбор поисковика можно делать прямо из окна подсказок благодаря специальному ряду кнопочек. Если, к примеру, нужно обратиться к «Гуглу» вместо «Яндекса», достаточно набрать запрос и ткнуть в кнопку Google.
Пожалуй, главный бонус яндексовской адресной строки — это встроенный детектор раскладок клавиатуры. Работает он примерно как Punto Switcher (известная программа, приобретённая «Яндексом»). Если вы вдруг набрали «сщьзгеуккфюкг» вместо computerra.ru, правильный вариант будет первым среди подсказок.
К адресной строке здесь приделана и ещё одна вещь, она называется Tableau (произноситься, видимо, должно на французский манер — «таблё»). По сути, это аналог «быстрого набора» из Opera и экрана «наиболее посещаемое» из Chrome: основное место здесь занимают восемь прямоугольников, ведущих на выбранные сайты. Под ними — списки закладок, истории посещений, загрузок, приложений и т.п.
Tableau имеет несколько значительных отличий от аналогов из других браузеров. Это окно появляется каждый раз при переходе в адресную строку. Пожалуй, интересное и снова удачное решение: именно на адресную строку мы нажимаем, когда хотим куда-то перейти. Появление Tableau сразу напоминает о том, что сайт, возможно, есть среди закладок, и адрес набирать не нужно.
Второй случай, в котором отображается это окно, — создание нового таба. Tableau — это одновременно замена содержимого пустой вкладки из Chrome, но с важными отличиями. В браузере «Яндекса» новая вкладка не создастся, пока в ней не появится содержимое. Если же пользователь, к примеру, передумал и нажал Escape, диалог просто исчезнет. Всё это может казаться необычным и непривычным, но стоит разобраться — и начинает нравиться. В «Яндексе» окончательно объединили все способы начать навигацию в одно диалоговое окно, и получилось элегантно.
Последняя важна особенность Tableau пока что, кажется, не раскрыта. Вместо того, чтобы отображать миниатюры сайтов, как в аналогичном случае делают Chrome, Opera и Safari, здесь показаны лишь логотипы, а место рядом с ними припасено для различной информации, которую можно получать с сайта, не заходя на него. В случае «Яндекса», к примеру, это индикатор погоды и пробок, находящийся прямо под логотипом.
Если нажать на отогнутый уголок закладки Facebook, то браузер предложит залогиниться в эту социальную сеть. После этого рядом с логотипом появятся значки, обозначающие оповещения, и цифры, которые должны отражать их количество. Увы, у меня числа не совпали с настоящим числом оповещений и не изменялись, застряв на одних и тех же цифрах. Похоже, пока что это просто заглушка. Догадку подтверждает и отсутствие поддержки аналогичного механизма для других соцсетей — хотя бы «ВКонтакте» или Twitter. Когда эта функция заработает по-настоящему, она станет очень полезной. Её идея, впрочем, не совсем оригинальна — прототипом явно послужил интерфейс Modern UI (он же Metro) из Windows 8.
Единственное изменение к худшему по сравнению с интерфейсом Chrome — это исчезающая кнопка закрытия вкладки: видна она только при наведении курсора мыши к заголовку таба. Когда эти кнопки видны всегда, по ним намного проще целиться, а скрытие приводит к тому, что сперва подносишь курсор мыши к заголовку, а после этого делаешь второе движение — к крестику. Маковская версия грешит и вторым изъяном (унаследованным из Chrome): кнопки закрытия табов отображаются справа от заголовка, тогда как в OS X им положено быть слева.
Что же в итоге может подтолкнуть к переходу на «Яндекс.Браузер»? Чувство патриотизма, любовь к свежим интерфейсным решениям или хотя бы встроенный в адресную строку Punto Switcher. К этому списку прибавится поддержка уведомлений из социальных сетей, когда её доделают. Если вы уже пользуетесь Chrome, то обратить внимание на «Яндекс.Браузер» стоит тем более. Есть, правда, опасение, что он будет обновляться не так быстро, как оригинал.
И даже если вы пользуетесь другим браузером, посмотреть на новинку всё равно стоит. Это чуть ли не первый браузер российского производства, и, хоть он собран из импортных запчастей, его новаторский интерфейс оставляет повод для гордости.