Citrix: к 2014 году 83 процента российских компаний перейдут на «мобильный» режим

Компания Citrix, специализирующаяся на «облачных» технологиях, опубликовала результаты исследования, согласно которым к 2020 году многие коммерческие компании из самых разных сфер планируют уменьшить размер офисного пространства практически на 1/5 (17 процентов). Новое рабочее пространство будет предоставлять лишь семь рабочих мест десяти служащим, при этом каждый работник будет иметь доступ к корпоративной сети в среднем с шести различных устройств. Таковы прогнозы, сделанные на основании бесед с руководителями IT-департаментов компаний, функционирующих в самых разных сферах — от банков до торговых сетей.

Практически все предприятия, которые принимали участие в исследовании, планируют изменить рабочее пространство для того, чтобы оно было «более привлекательным для сотрудников», указывается в исследовании.

Оно должно способствовать креативу, вдохновлять на взаимодействие, позволяя людям работать, где бы они ни находились, в любое время и на удобном для них устройстве.

Таким образом, работа становится не местом, куда человек приходит пять дней в неделю, а результатом его деятельности.

Логичный вывод. Другое дело, что подобный подход натыкается на ряд подводных камней, преимущественно психологического характера. Точнее будет сказать, что у «мобильной организации работы» есть свои плюсы и свои минусы, и для каждого конкретного случая они свои.

Цифры

В исследовании Citrix, в частности, говорится, что в России треть служащих уже не будет проводить всё время в офисе. Вместо этого сотрудники смогут работать из дома (38,4 процента), на площадках, где ведутся проекты (26 процентов), или на территории клиентов и партнёров (31 процент). Также ожидается, что люди будут использовать корпоративные приложения, данные и дополнительные сервисы с помощью мобильных устройств, находясь в отелях, аэропортах, кафе, и во время различных поездок.

К настоящему моменту уже 20 процентов от общего числа российских компаний, которые участвовали в опросе, перешли на «мобильный» режим организации работы своих сотрудников; к 2014 году таких компаний будет уже около 83 процентов, считают в Citrix. Исследователи ожидают такого «рывка», исходя из критериев, которые опрошенные компании назвали в качестве причин перехода на «мобильный» режим:

  • 39 процентов опрошенных назвали более гибкое, подвижное окружение
  • 34 процента — снижение затрат, связанных с недвижимостью
  • 32 процента — снижение затрат, связанных с персоналом
  • 27 процентов — привлечение более высококвалифицированных кадров и —
  • 23 процента — удержание этих кадров (более выгодными условиями)

Сами работники, перешедшие на «мобильный» режим, также видят массу преимуществ:

  • 55 процентов назвали сокращение времени на переезды
  • 41 процент — возможность больше времени уделять клиентам
  • 34 процента — улучшение показателей производительности труда
  • 32 процента — повышение мобильности
  • 20 процентов — соотношение работы и личной жизни

Что ж, как видим, сплошные преимущества и для работодателей, и для работников. И при этом только 20 процентов компаний к настоящему моменту допускают «мобильный» подход. Хотя возможности для такового появились уже даже не вчера. Отчего так? Ответов может быть множество, от воззрений начальства до низкой квалификации IT-департамента. И ни один не будет универсальным.

Сделайте нас счастливее

В 2004 году в «Компьютерре-Онлайн» была опубликована статья «Блеск и нищета виртуального офиса», посвящённая смежной теме — распределённой работе. Что тогда, что сейчас при «централизованном подходе» офисные работники обязаны ежедневно посещать рабочие места по одним и тем же причинам: налаженная инфраструктура, личное общение между начальниками и подчинёнными, сохранность данных. Проблематика также не изменилась: в больших городах на дорогу тратится непродуктивное количество времени, раннее начало рабочего дня полностью устраивает только 20 процентов населения («жаворонков» в мире значительно меньше, чем «сов» или «голубей»).

Насколько комфортно себя чувствуют невыспавшиеся сотрудники, обозлённые стоянием в пробках, или в очередной раз прошедшие процедуру принудительного похудания в давке в вагоне метро в час пик? Риторический вопрос. Насколько производительны сотрудники, испытывающие постоянный дискомфорт подобного рода? Тут, конечно, у кого-то из читателей возникнут мысли по поводу «зажратости этих офисных»: мол, люди два часа на электричках на работу к восьми утра ездят и не выкаблучиваются! Однако же, положа руку на сердце, приходится констатировать: героем от этого никто не становится, а производительность труда по факту страдает.

Но есть и обратная сторона: взаимодействие между работниками, например. Срочно нужно связаться с кем-нибудь из сотрудников, а он не отвечает. Что случилось? Потерял сотовый? Получил по голове в подворотне и лишился аппарата вместе с бумажником? Просто не отвечает, потому что ему лень сегодня работать или вчера он нахалтурил и теперь не хочет ответ держать? Узнаваемо, не так ли? Доходит до того, что некоторые начальники вслух мечтают об имплантировании сотовых модулей подчинённым в череп…

Ну а если серьёзно, при распределённой работе всё упирается в добросовестность и мотивированность работников. Для сторонников жёсткого контроля — а таких людей на руководящих постах немало — это зачастую лишняя проблема, которую им проще решать традиционным образом, без всяких там новомодных «мобильных подходов».

Между тем, как указывается в пресс-релизе Citrix, те организации, что планируют перейти на «мобильную» организацию труда, собираются инвестировать в изменение рабочего пространства «с целью создания творческой и мотивирующей на совместную работу среды, предоставляя сотрудникам возможность использования в рабочем процессе передовых технологий».

А также собственных устройств.

Приноси и работай

BYOD — эта аббревиатура означает Bring Your Own Device (приноси своё собственное устройство); данный подход получает популярность на Западе — по нарастающей. В интервью «Компьютерре» Билл Хэсселл, директор по продажам решений IBM, назвал BYOD «одной из главных тенденций» в современном мире. Читаем между строк: возможностью хорошо подзаработать на соответствующих решениях.

Заработать, видимо, и вправду получится: по данным Citrix, большая часть компаний (90 процентов) будет использовать систему BYOD («Принеси собственное устройство»). Сотрудники смогут сами выбирать и приобретать устройства, которые они будут использовать в работе. При этом 83 процента от общего числа организаций готовы полностью или частично возмещать стоимость технических средств.

Как раз недавно новый исполнительный директор Yahoo объявила, что все сотрудники компании получат бесплатно корпоративные смартфоны с бесплатной техподдержкой и оплатой всех звонков, тем самым здорово повысив мотивацию у работников компании (и уронив акции незадачливого ныне разработчика смартфонов BlackBerry — RIM, поскольку в списке предоставляемых смартфонов BB отсутствует).

В связи с Bring Your Own Device, однако, ребром встаёт вопрос о сохранности корпоративных данных — по причинам, которые едва ли требуют объяснений. Это означает изменения привычных алгоритмов работы IT-отдела, поскольку таковому теперь приходится настраивать то, каким образом осуществляется обмен данными между пользовательскими устройствами и корпоративными серверами, что можно сделать, чтобы не допустить утечек данных или паролей, как сделать так, чтобы минимизировать ущерб при потере работником личного устройства, с которого он работал. Технически — всё осуществимо. Хотя и не без труда. Психологически?

Разрешить — не разрешить

Безопасность и опасения за непредвиденные расходы — две ключевые проблемы. Британская фирма Insight UK недавно провела исследование, сходное с тем, что проводилось Citrix. Пообщавшись с руководителями IT-департаментов ряда британских компаний, аналитики Insight пришли к выводу, что никакого «стремительного взлёта» BYOD в Британском корпоративном секторе нет — 79 процентов опрошенных заявили, что принимать стратегию BYOD в ближайшее время не планируют. Высказываются опасения по поводу «скрытых расходов», которые могут перевесить преимущества мобильности сотрудников. Только 18 процентов опрошенных заявили, что ожидают снижения расходов IT-подразделений, остальные в этом крепко сомневаются.

Остаётся добавить, что из тех, кто принял стратегию BYOD, большинство отметили «улучшение рабочего настроя» у работников и соответствующее повышение их продуктивности в связи с возможностью работать откуда угодно. Пока нельзя, правда, сказать, не является ли это краткосрочным психологическим эффектом, связанным с «планшетной эйфорией».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях