Компания Applied Research Associates запустила весьма любопытный проект под названием Global Crowd Intelligence. Intelligence часто переводится как «разведка», но, в сущности, это просто сбор информации. Любой. Ресурс GCI, как сказано в его описании, является экспериментом, призванным определить, насколько «коллективный разум» может быть эффективен для повышения точности прогнозов по любым общественно важным темам. Если проще, то ресурс приглашает всех желающих опубликовать свои прогнозы по той или иной теме; поиграть, так сказать, в аналитика. Именно в аналитика, а не в разведчика.
Наша цель — предугадать исход текущих событий, таких, как политические выборы по всему миру, состояние экономики, военных конфликтов, технологических прорывов и спортивных новостей и событий. Исходя из реальных результатов, мы оцениваем качество ваших прогнозов и определяем точность наших методик. Прогнозы не имеют никакого отношения к реальным разведывательным операциям. Данные, которые мы собираем, используются только для усовершенствования наших методов прогнозирования.
Сайт с крайне серьёзной, казалось бы, задачей, однако, выглядит как игра и организован как игра — со своими миссиями, очками опыта и уровнями. «Миссией» именуется соответственно какой-либо вопрос на насущную тему, ответ на который представляет собой прогноз на будущее. За точные прогнозы пользователям начисляются очки опыта, определённая сумма которых приводит к повышению уровня. От уровня зависит доступность более сложных «миссий», хуже поддающихся прогнозированию.
Есть даже свои, так сказать, гильдии: ThinkTank. В англоязычном мире ThinkTank именуются учреждения — официальные или не очень, участвующие в стратегических и исследовательских разработках в области социальной и международной политики, экономики и так далее. Словарь Lingvo определяет это как «исследовательский, научный центр; фабрика мысли; «мозговой центр»; коллектив учёных». Достигнув седьмого уровня, пользователь может присоединиться к такому ThinkTank, группе аналитиков-любителей, показавших себя особенно эффективными, с которыми можно и нужно будет совещаться по насущным «миссиям». Создатели сайта, впрочем, сами признают, что эта возможность ещё не до конца доработана.
На максимальном уровне — сороковом на данный момент — появится возможность создавать собственные «миссии» для всех пользователей ресурса.
На минимальном же уровне доступные «миссии» довольно незамысловаты: появится ли на рынке iPad Mini к определённому сроку? Найдут ли на Марсе жизнь или признаки её прошлого существования до следующей осени? Откажется ли хоть одна европейская страна, использующая евро, от этой валюты? И так далее.
Есть там также и «очки репутации». И если очки опыта не теряются, то репутационные начисления — это постоянный предмет риска, потому что каждый раз, когда пользователь делает какой-то прогноз, он обязан ответить, каким количеством очков репутации готов пожертвовать (впрочем, 0 — тоже допустимый ответ). Если он оказывается прав в своём предсказании, его репутация вырастет. Если промахнётся, репутационные очки снизятся, в зависимости от того, насколько «аналитик» был уверен в своей правоте.
Понимая, в каком мире мы живём, разработчики сайта собирают самую минимальную информацию о своих пользователях: почтовый адрес, логин и пароль — и всё.
Интересно, что финансирует всю эту «биржу прогнозов» IARPA — Intelligence Advanced Research Projects Activity («Научно-исследовательская инициатива в области сбора информации», или «Передовые исследовательские проекты разведки», по версии Бёрда Киви), агентство, подобное DARPA, но только в области разведки и прогнозирования. Год назад об этой инициативе подробно писал Бёрд Киви в статье «Серьёзные игры». В материале приводится такой вот любопытный момент:
В июле 2011 года агентство объявило о запуске проекта по созданию инструментов для, грубо говоря, «предсказания будущего». Выражаясь аккуратнее, была заявлена программа под названием «Индикаторы открытых источников» (сокращённо OSI, от Open Source Indicators) для «разработки методов непрерывного и автоматизированного анализа публично доступных данных с целью распознавания и/или заблаговременного выявления таких социальных аномалий, как политические кризисы, очаги эпидемий, экономическая нестабильность, дефицит ресурсов и природные бедствия».
В случае с Global Crowd Intelligence речь идёт не об автоматизированном Data Mining из открытых источников, а о превращении пассивных источников в активных поставщиков прогнозов и аналитики; поставщиков, которые суммарно могут, в теории, оказаться эффективнее любых индивидуальных аналитиков, аналитических групп и автоматизированных средств.
Эту теорию IARPA и проверяет с помощью «биржи прогнозов».