Министр обороны США Леон Панетта выступил с пространной речью, посвящённой «кибербезопасности» США и государственной политике в этой области. Как полагается в таких случаях, Панетта слушателей старался впечатлить. То есть пугал. Пугал, в частности, «кибер-Перл-Харбором» — внезапной и исключительно деструктивной атакой на жизненно важные объекты гражданской и/или военной инфраструктуры США, которую могут в теории осуществить «агенты иностранных государств». Как отмечает CNET, Панетта использовал «неожиданно резкие и пугающие выражения».
Например, такие:
— Агрессор, будь то другая нация или группа экстремистов, может получить контроль над критически важными элементами управления и вызвать сход с рельсов пассажирских поездов или составов, нагруженных смертельно опасными химическими веществами. Они могут организовать заражение систем снабжения городов водой или парализовать работу электросетей на значительных территориях».
Что ж, некоторые вещи на свете не меняются вовсе: Панетта повторяет более ранние высказывания других экспертов (или «экспертов»), специалистов по безопасности и военных, которые уже многие годы занимаются тем, что в англоязычном мире метко названо «fearmongering» («торговлей страхом»). Англо-русский словарь даёт слову «fearmonger» определение «паникёр», но это не совсем то: «распространитель тревожных слухов» или «алармист» куда ближе.
Алармистская риторика Панетты фактически построена на штампах, оформившихся задолго до него: вот, например, материал «Компьютерры» 2002 года.
В прошлом году стало известно, что Пентагон готовит к публикации доктрину о кибербезопасности, самым интересным пунктом которой станет признание хакерских атак, осуществленных другим государством против США, актом войны. Анонимный представитель Минобороны тогда пообещал потенциальным хакерам-террористам «заткнуть ракетой дымоход» в ответ на деструктивные атаки.
Но вот что интересно: в то время как военные и разведывательные ведомства США действительно подвергались «кавалерийским наскокам» со стороны неизвестных злоумышленников (которых чуть ли не каждый раз объявляли «представителями недружественных государств, спонсируемыми их правительствами»), самый громкий случай действительно деструктивной атаки пока что ассоциируется именно с США и Израилем. Речь идёт о Stuxnet — «боевом вирусе», который с хирургической ловкостью вывел из строя центрифуги в фабрике по обогащению урана в Натанце (Иран). То, что Stuxnet был создан американскими и израильскими спецслужбами, практически подтверждено. Другое дело, что это была не террористическая атака, а эффективная и не лишённая изящества диверсионная операция на территории недружественного государства. Но опять-таки встаёт вопрос о «ящике Пандоры»: после Stuxnet появились Duqu и Flame. Даже сам Панетта упоминает страшно деструктивный вирус Shamoon, который в конце лета вывел из строя около 30 тысяч компьютеров, принадлежавших нефтяным и газовым компаниям в Саудовской Аравии и Катаре.
Но, произведя (?) надлежащее впечатление на слушателей, Панетта заявил буквально следующее:
— Потенциальные агрессоры должны осознавать, что Соединённые Штаты имеют необходимые средства для того, чтобы выявить их местоположение и призвать к ответу за действия, наносящие ущерб Америке или её интересам.
То есть помимо ракеты появились ещё и средства найти нужный дымоход, даже и виртуальный.
По словам Панетты, осознание того, что их могут выследить, охладит горячие головы, хотя всех новшеств в области «киберкриминалистики» недостаточно, чтобы предотвратить возможные атаки через Сеть. Пентагон разработал свои средства для проведения оборонительных спецопераций в Сети в случае подобных кризисов, однако соответствующие законопроекты, которые могли бы ему позволить осуществлять подобные вещи на практике, так и не прошли Конгресс.
Как и президент Барак Обама, так и министр обороны Леон Панетта активно ратовали за принятие проекта Cybersecurity Act 2012, который, в частности, требовал установления новых стандартов безопасности на частных предприятиях, имеющих критически важное значение для общества. Законопроект благополучно застрял в Конгрессе. По крайней мере, пока.
«Это неприемлемо для меня, и должно быть неприемлемо для всех, кто заботится о безопасности нации», — заявил Панетта.
Интересно, что, в отличие от других подобных инициатив, сторонники гражданских свобод очень лояльно относились к Cybersecurity Act 2012, указывая, что в нём прямо запрещалась передача приватной информации военным, разведывательным и контрразведывательным учреждениям. Американский союз за гражданские свободы (ACLU) в своём заявлении указал, что CSA2012 должен стать образцом для всех последующих законопроектов, а в том, что они будут возникать, никто не сомневается.