В недавнем интервью «Компьютерре» Гордон Белл, работающий в Microsoft Research над лайфлоггингом, перечислил множество полезных применений постоянной записи жизни на камеру. Но он, видимо, даже не догадывался, что в России это давно не выдумка из области научной фантастики, и даже не техническая новинка, а совершенно повседневное явление, причём не самое лицеприятное. Речь идёт о совершенно конкретном виде лайфлоггинга, производимом автомобильными видеорегистраторами.
Вы наверняка видели эти записи — на YouTube их масса. С тех пор как видеорегистраторы стали доступными, водители исправно их покупают и включают на время поездки. А когда случается какое-нибудь приключение (обычно малоприятное), обязательно делятся памятной записью в интернете. Полиция, также теперь оснащённая камерами, не отстаёт.
В результате получается идеальное видео: трагедия, комедия и ужас могут быть сплетены воедино в ролике длиной меньше минуты. То, что это не фикция, а совершенно реальные события, придают и без того шокирующим кадрам особую остроту. Подметил это не я, а Марина Гальперина — автор статьи «Видеорегистраторы: последняя надежда России на вежливость и безопасность на дороге» из англоязычного издания Animal.
За рубежом уже привыкли к тому, что Россия — главный поставщик жестокого и нелепого дорожного видео, и без труда определяют его происхождение. Кругом грязный снег и неказистые дома? Наверняка Россия. Упитанные мужчины в шортах и шлёпанцах грозят друг другу топорами? Россия! Слышна ожесточённая ругань? Постоянные зрители не то что опознают язык, но уже выучили некоторые особо популярные слова.
Говорят, более жестокие инциденты встречаются только в Китае, но там то ли нет такого количества регистраторов, то ли интернета меньше, то ли никто так не упивается видом дорожных происшествий. Читая комментарии к видео (на YouTube или в блогах, где ссылки широко расходятся), часто встречаешь удивление иностранцев: у нас бывают лихачи не хуже, где же видео? Почему у русских вдруг такая монополия?
Ответов на этот вопрос можно найти много: низкая культура вождения, плохие дороги и погодные условия способствуют авариям, коррупция и разнообразные дорожные «подставы» способствуют тому, чтобы регистратор стал не роскошью, а средством уберечься от неприятностей.
Это совершенно классический пример из киберпанковских романов: новые технологии появляются не от хорошей жизни, а в ответ на какие-то другие проблемы, связанные с прогрессом. Избавляя от одних напастей, они нередко создают другие, и цепочка продолжается.
Легенда компьютерной индустрии рассказывает «Компьютерре» о том, как десять лет тестировал на себе систему, способную записать всю жизнь человека.
Белл совершенно прав в том, что законы обычно не поспевают за технологиями. Как только мы станем постоянно носить на себе камеры и записывать каждую минуту своей жизни, неизбежные перегибы появятся повсеместно. Неизвестно, как повлияет постоянное наблюдение на проявления жестокости: нередко обидчики сами снимают происходящее на камеру — для унижения жертвы и устрашения остальных. Однако уже ясно, что сама возможность существования приватности может оказаться под большим вопросом.
Пример с регистраторами показывает, что последствия появления технологии неизбежны, стремительны и практически неконтролируемы. Иногда нам действительно не остаётся ничего, кроме как с холодком в груди ждать столкновения с неизвестным.