В Москве в эти дни проходит конференция Russian Internet Week, в рамках которой проводится множество отраслевых встреч, круглых столов и других мероприятий подобного рода. Сегодня в середине дня, в частности, прошёл круглый стол «Мобильная Москва. Как интернет меняет город». На совещании выступали Дмитрий Бехтерев, советник руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, Шахар Вайсер, основатель компании GetTaxi, Дмитрий Кузнецов, руководитель проекта по раздельному сбору мусора Greenpeace Россия, Алексей Аметов, генеральный директор Look At Media, Александр Доржиев, технический директор компании AlterGeo, Дмитрий Степанов, директор по продуктам объединённой копании «Rambler — Афиша», Дмитрий Сысоев, директор департамента новых продуктов компании «2ГИС» и другие.
Наиболее продолжительным было выступление Дмитрия Бехтерева, рассказывавшего о том, что хотя информатизация в Москве развёртывается уже довольно давно, в этом году Правительство Москвы запустило ряд массовых сервисов для общественного пользования, которые Бехтерев обозначил как «сервисы Открытого правительства». В их числе doroga.mos.ru и doroga.mos.ru — публичные порталы «Дорога» и «Наш город», где пользователям предлагается (после регистрации) оставлять свои комментарии по поводу состояния городских дорог и благоустройства территории. Как утверждает Бехтерев, за этот год были получены десятки тысяч обращений граждан по различным темам, при этом 55 процентов их было оформлено через мобильное приложение Правительства Москвы «Мобильная приёмная». Подрядчикам было выписано штрафов на 20 млн рублей (не то чтобы очень много, но всё-таки).
Бесплатное приложение «Мобильная приёмная», в свою очередь, позволяет прямо с помощью своего мобильного устройства сфотографировать проблемный объект и отправить на сервер Правительства Москвы с сопутствующим обращением, каковое будет считаться официальным. Приложение существует под все «наиболее популярные» операционные системы для мобильных устройств — Android, iOS, Windows Phone; обещана также версия для Windows 8.
Бехтерев также отметил, что правительство Москвы активно сотрудничает с, казалось бы, «конкурирующими» и «политизированными» ресурсами — «РосЯма» А. Навального и «Сердитым Гражданином». Можно сказать, что Бехтерев официально подтвердил то, о чём народная молва говорит давно: чиновники мониторят данные «РосЯмы» и реагируют на ту информацию, которая там появляется. По словам Бехтерева, жалобы горожан оперативно оказываются на столе у лиц, отвечающих за проблемную территорию.
При этом, что характерно, о портале «Дорога» широкая публика знает куда меньше, чем о «РосЯме», например.
Вторым выступал Шахар Вайсер, основатель сервиса GetTaxi, позволяющего через мобильные устройства вызывать такси и отслеживать их перемещение. Вайсер отметил, что результаты работы их сервиса (изначально израильского, в России пока доступного только в Москве и Петербурге) оказались весьма неожиданными: после того как им удалось сократить время прибытия такси по заказу до нескольких минут и установить точку доступа WiFi в каждую машину, даже владельцы личного транспорта стали предпочитать пользоваться такси, а не собственными машинами: во-первых, экономия личного времени, во-вторых, уж если застряли в пробке, то это проблема водителя такси, а пассажир вполне может заниматься работой, находясь в салоне машины и имея доступ в интернет.
Организация сервиса опять же позволяет водителям сэкономить время на разъезды, поскольку информационная система сервиса сама определяет машину, находящуюся ближе всего к местоположению заказчика, и направляет её по нужному адресу. А это означает меньшие расходы времени и бензина и, соответственно, общее снижение расходов.
Заказчик также получает информацию о том, где находится заказанное такси, какая у машины марка и номер и как зовут водителя (и даже его личный рейтинг).
В общем и целом, по словам Вайсера, подобные сервисы способствуют тому, что горожане предпочитают использовать «транспортную инфраструктуру города» и меньше пользуются личными автомашинами. Для Москвы, где пробки за последние годы стали чудовищной проблемой, подобный подход выглядит крайне перспективно.
Дальнейшие выступления становились всё короче: за два часа полноценный круглый стол провести довольно сложно.
Представитель «Гринписа» Дмитрий Кузнецов рассказывал о проекте по раздельному сбору мусора и мобильных приложениях, с этим связанных. Москва — чуть ли не единственная европейская столица, где нет централизованных программ по раздельному сбору и сортировке мусора. В 2007-2009 годах «Гринпис» создал карту пунктов сбора вторсырья, но информация об этом поступала от управ и далеко не всегда отличалась точностью. В прошлом году Greenpeace запустил интерактивную карту с точками приёма вторсырья в Москве и нескольких других городах страны, где каждый пункт проверяется волонтёрами (и снова принцип краудсорсинга в действии).
Алексей Аметов, генеральный директор Look At Media, рассказывал о своеобразном мобильном приложении его издательского дома: «The Village. Парковки». Суть приложения, доступного для мобильных устройств на платформах iOS и Android, заключается в следующем: любой желающий может опубликовать информацию о нарушениях при парковке автомобилей на улицах города, а затем поделиться этой информацией в социальных сетях. То есть учинить «кампанию общественного порицания» за неправильно припаркованный автомобиль в надежде, что владелец криво припаркованной машины устыдится и уберёт главный предмет своей гордости куда подальше. Приложение внезапно получило «Золотого льва» в номинации Mobile на фестивале рекламы «Каннские львы».
Довольно быстро создатели приложения пришли к выводу, что одного только порицания мало: далеко не всегда автомобилисты паркуются как попало от дурного воспитания. Зачастую в Москве оказывается целой проблемой найти парковку в пределах досягаемости, а потому теперь «The Village. Парковки» ещё и подсказывают, где в окрестностях можно припарковаться.
В общем и целом представленные на круглом столе вопросы способствуют оптимизации городской инфраструктуры — в той или иной степени с прямым участием самих граждан. Учитывая, что население часто демонстрирует апатичность и пассивность даже в самых важных вопросах общественной жизни, подобные проекты полезны вдвойне: они не требуют серьёзных трудозатрат, очень немногое нужно, чтобы сделать шаг к решению проблем, затрагивающих одновременно множество людей.