В начале нулевых мне довелось писать в Компьютерру о забавном эксперименте, поставленном индийскими учёными в бедном квартале Дели. Отыскать ту публикацию я, к сожалению, не смог, поэтому расскажу по памяти. Идея была очень простая. Исследователи взяли обычную персоналку, врезали её в фасад здания на шумной улице (знаете, так, чтобы наружу торчали только дисплей, клавиатура и тачпад, чтоб ничего нельзя было испортить), и — покинули место событий, организовав незаметное наблюдение.
Уже через несколько минут у экрана толпилась детвора. Едва умея читать, обладая нулевыми навыками обращения с вычислительной техникой, дети в считанные часы выяснили взаимосвязь между тачпадом и курсором, запустили браузер и отправились в Интернет. Через несколько дней был освоен рабочий стол и базовые программы, недели потребовались на усвоение концепции скачиваемого контента (музыка!), а спустя месяц на компьютере уже вовсю гоняли установленный извне софт.
Тот эксперимент проводился для прояснения образовательной ценности компьютеров, но каких-то интересных выводов авторы не сделали и с ходом лет история затерялась в архивах. И вот десять лет спустя, уже на новом технологическом уровне и в другой стране, опыт повторили — на сей раз добавив недостающее финальное звено в форме конкретного предположения, какую именно пользу из этого можно извлечь.
Работа была проделана в рамках благотворительного проекта One Laptop Per Child (OLPC; одноимённая американская ассоциация ставит целью насытить школы в странах третьего мира дешёвыми компьютерами, поднять качество начального образования и в конечном счёте уровень жизни; с 2005 года роздано больше двух миллионов устройств), а доклад о ней читал в конце октября на конференции MIT EmTech Николас Негропонте, глава и сооснователь OLPC.
Идея стодолларового ноутбука, как волшебной пилюли для развивающихся стран, была очень популярной в середине нулевых, но с тех пор интерес к ней вроде бы поослаб. Причины разные. Где-то (Индия) государство предпочло развивать аналогичный национальный проект, где-то (Чили) расходы показались слишком высокими, а отдача неощутимой, где-то (Кения) место дешёвых ноутбуков заняли бюджетные смартфоны. Николасу Негропонте и его проекту нужны новые цели и новые средства.
Впрочем, к сути: место действия — две деревеньки в удалённых районах Эфиопии, подопытные — два десятка ребят в возрасте от четырёх до восьми лет, не умеющие даже читать и не имеющие шанса попасть в школу, по той простой причине, что школ там нет.
Детям были розданы планшетки Motorola Xoom с предустановленным обучающим программным обеспечением, детскими фильмами, но запакованные, без инструкций, без всяких объяснений. Поскольку с электричеством в тех районах беда, была возведена специальная хижина для подзарядки, с солнечными панелями на крыше. Впрочем никто не был уверен, что зарядка вообще понадобится — ведь не факт, что детвора сможет хотя бы включить планшетки!
Предполагалось, что в течение первой недели дети будут удовлетворять своё любопытство пассивно: наслаждаться внешним видом подарка, потом сдерут упаковку и таки отыщут кнопку включения. В конце концов для них это действительно сложная задача: они не умеют читать (говорят, в деревнях месяцами не видят даже газет), у них нет учителей, и вообще они слишком малы, чтобы понять, что именно попало к ним в руки. Но в действительности события развивались намного быстрее.
Исследователи внедрили в планшетки приложение-монитор, фиксирующее все действия пользователя, и раз в неделю наведывались к подопытным, чтобы снять показания, а по ним восстановить ход событий. Так вот на то, чтобы удалить бумажки-плёнки, понять, что перед ними электронное устройство и включить его, детям потребовалось меньше часа.
Через неделю они умели запускать приложения и на каждого приходились десятки запущенных и как-то использованных программ. Спустя две недели они уже напевали вместе с планшеткой простецкие песенки, декламировали слова, заученные в обучающих программах, и соревновались в произношении. А через несколько месяцев научились обходить защиту и менять внешний вид рабочего стола по своему вкусу, а также отыскали и сумели включить деактивированную фотокамеру.
Планшетка бесспорно практичней персоналки: меньше деталей, проще интерфейс. Но в общем и целом так ли уж важно, в какой форме подан компьютер? Не так ли и мы сидели за своими восьмибитными ПК двадцать лет назад?
Как и десять лет назад в Дели, здесь процесс самообразования шёл спорадически. Один счастливчик находил новую «фишку», другие повторяли за ним — и диапазон знаний и круг поисков ещё немного расширялся. Так же, как и в Индии, дети высоко ценили полученные подарки и, говорят, даже укладываясь спать, не желали с ними расставаться. Но в отличие от экспериментаторов десятилетней давности, Негропонте и коллеги сделали несколько интересных выводов.
Что такое планшетки, что такое компьютеры вообще? Повальное увлечение цифровой электроникой, начавшееся где-то в 80-х и к настоящему моменту поглотившее буквально всё и вся, привело к тому, что за мельканием брендов, клавиатур и дисплеев мы перестали замечать главное: компьютеры — продукты нового века, обладающие принципиально новыми полезными свойствами. Взрослым этот простой факт осознать сложно, ибо мозги наши запрограммированы на решение чисто практических задач. Персоналки, планшетки, смартфоны для нас — не больше чем устройства, облегчающие переработку и поглощение информации. В полной мере оценить революционный потенциал цифровой техники могут только дети, а нам остаётся наблюдать за ними.
Но что это за потенциал? Представьте, что индийским или африканским ребятишкам вместо компьютеров дали бы, скажем, книжки, пусть даже с картинками. Как долго сохранялся бы интерес к такому подарку и как много они извлекли бы из него, не умея читать? Ответ очевиден. Мешает барьер, преодолеть который обычно помогают учителя. А вот цифровые устройства, способные на естественный диалог (да здравствует пальцевый интерфейс!), провоцируют учиться без учителей, находить ответы на одни вопросы, задавать следующие.
Таким образом первый полезный вывод: цифровая техника способна помочь тем десяткам миллионов детей, что лишены доступа к начальному образованию. В эксперименте OLPC дети учились читать без учителей. Логично предположить, что по крайней мере некоторые из них начнут читать, чтобы учиться — и тоже без преподавателей, без школы в привычном понимании.
И с этим связан вывод номер два. Ведь что сделала цивилизация? Поставила образовательный процесс на поток, индустриализовала его (слова Негропонте). Но как велика эффективность такого подхода? Эксперимент в Эфиопии позволяет предположить, что предоставленные самим себе, один на один с планшеткой, дети учатся — по крайней мере читать — быстрее, нежели в школе. Если удастся найти деньги и продолжить исследования, в OLPC намерены подтвердить, что, действуя сам, ребёнок в состоянии освоить технику чтения на уровне третьего класса начальной школы всего за полтора года. Что будет означать революцию и очень неприятные выводы для современной системы образования.
Вопрос сейчас только в финансировании. Если удастся выбить средства на продолжение проекта, за пару лет можно будет наработать научно-признаваемую базу, а уже на ней — вероятно, начиная со стран третьего мира — строить образовательную систему нового поколения.