Издание TechCrunch сообщило о том, что российская компания «Яндекс» разработала мобильное поисковое приложение для Facebook с голосовым управлением под кодовым названием «Wonder» (англ. «Чудо»). Пока что всё это не более чем сплетни (при всём уважении к TechCrunch). Внимание, однако, привлекают сразу три пункта: голосовое управление, потенциальный союз «Яндекса» и Facebook и «социальная» направленность полугипотетического пока что приложения.
Голосовое управление в мобильной сфере — лишь относительно новая для «Яндекса» вещь: не далее как в конце ноября функция управления голосом была добавлена в приложение «Яндекс.Навигатор» для iOS и Android.
«Для распознавания речи, то есть перевода речи в текст, на данный момент мы используем технологию от нашего партнёра Nuance. А технология семантического анализа текстового запроса — наша собственная,» — сообщили «Компьютерре» в пресс-службе компании «Яндекс».
Так, по мнению Techcrunch, может выглядеть логотип предполагаемого приложения WonderИз материала TechCrunch складывается впечатление, что управление голосом в приложении Wonder будет поддерживать и английский язык тоже.
По утверждению автора материала, он лично общался с рядом «источников в отрасли», которые имели возможность ознакомиться с самим приложением и даже установили себе один из ранних билдов на мобильные устройства под iOS (Android-версия то ли в планах, а то ли и нет).
По форме и содержанию Wonder, согласно описанию Techcrunch, представляет собой «поисковик по друзьям». Ему можно задать вопрос: «Какие рестораны посещали мои друзья?», — и Wonder выводит горизонтальной полосой список заведений. Если кликнуть по какой-то конкретной закусочной, выводится список фотографий, сделанных опять же друзьями по Facebook, и их рекомендации. По второму клику выводится информация о заведении, почерпнутая из Foursquare: карта, адрес, телефонный номер.
Помимо этого Wonder может показывать, какую музыку слушали в последнее время друзья (френды), а также отображать информацию об исполнителях (источником которой служат профили в Last.FM), прослушивать и покупать музыкальные композиции в iTunes.
В некоторых отношениях Wonder напоминает собственную разработку Facebook — сервис Nearby. Правда, по утверждению TechCrunch, Nearby по большей части связан с поиском по коммерческим предприятиям, в то время как Wonder имеет более широкую социальную функциональность. Грубо говоря, искать в Nearby информацию по музыкантам, например, бесполезно.
Материал в TechCrunch написан чуть ли не в восторженном тоне, несмотря на то что информации мало и что и Facebook, и «Яндекс» начисто отказались комментировать разработку Wonder. Представители «Яндекса» признали лишь, что ведут разработки в области Data Mining.
Однако возникает масса вопросов насчёт будущего Wonder. Во-первых, данное «социальное приложение» попадает под определение «поисковая система», а Facebook активно препятствует тому, чтобы поисковые системы индексировали данные пользователей (то есть львиную долю контента Facebook).
Если заглянуть в файл Facebook robots.txt, то нетрудно убедиться, что роботы известных поисковиков там сплошь в стоп-листах.
В 2010 году «Яндекс» и Facebook заключили соглашение, по условиям которого робот «Яндекса» получал возможность индексировать общедоступные сообщения пользователей, размещённые на публичных Страницах (Pages) в Facebook. Негусто, но лучше, чем ничего вообще.
Так или иначе, в написанных для разработчиков Условиях использования платформы Facebook прямо говорится: «Вы не должны включать полученные от нас данные ни в один поисковый двигатель… без нашего письменного разрешения». А поскольку Wonder — это именно что поисковый двигатель, использующий данные из Facebook, это приложение может быть заблокировано Facebook в любой момент.
Тем более, что создатель Facebook Марк Цукерберг несколько месяцев назад вполне явственно заявил о существовании у его команды собственных «поисковых» амбиций:
— У нас проходит миллиард поисковых запросов в день, а мы даже не пытаемся [сделать свой поисковик]. Большинство ищет людей, страницы брендов или приложения. У поиска в интернете есть очень перспективное направление: выдача набора ответов на конкретные вопросы, и у Facebook в этом отношении исключительно выгодная позиция. Вот, например: «Кто из моих друзей или друзей друзей работает в компании, в которую я бы захотел устроиться?» На каком-то этапе мы сможем это сделать. У нас есть команда, которая работает над поисковиком.
Сейчас Facebook выпустил приложение Nearby и вряд ли на этом остановится. Нужны ли ему лишние конкуренты? Впрочем, как уже сказано выше, Facebook и «Яндекс» наладили частичное партнёрство и, вполне вероятно, в скором времени могут его углубить: минувшей осенью Марк Цукерберг приезжал в Россию и вёл некие переговоры с руководством «Яндекса». О чём? Сие тайна велика есть.
Сегодня в мире существуют только два рынка, не «сдавшихся» ещё всемогущему Google: только в России и в Поднебесной лидируют локальные поисковые системы. Правда, доля «Яндекса» в России сейчас составляет «всего» около 60 процентов. Google не то чтобы дышит «Яндексу» в затылок, но и о непоколебимости позиций Главного русского поисковика говорить уже не приходится.
Соответственно «Яндекс» ищет новые ниши, новые рынки и — новых союзников? Google — как раз идеальный объект для «дружбы против» и для «Яндекса», и для Facebook.
Facebook — это Walled Garden, среда, герметично, казалось бы, закрытая от остальной Сети, но уже настолько обширная, что, кажется, ещё немного, и её очертания совпадут с интернетом. Во всяком случае, если раньше «несущей конструкцией» интернета были поисковики, и в первую очередь Google, то сегодня — это социальные сети и их контент, более чем на 90 процентов создаваемый, понятное дело, самими пользователями. «Изоляционизм» Facebook, выраженный в его robots.txt, связан в том числе с нежеланием делиться с конкурентами — с Google, в первую очередь, — всеми теми данными, которые можно монетизировать. В первую очередь, за счёт максимально точной таргетизации рекламы, чему могут послужить практически любые данные о пользователях (отметим, что некоторые пользователи сообщают о себе в соцсетях столько всего разного, что диву даёшься, насколько желание «открыться миру» сильнее элементарного инстинкта самосохранения).
Если гипотетический Wonder станет интегральной частью Facebook, последний ничего не потеряет, а что касается приобретений, так качественная система внутреннего поиска, мобильного или нет, — это уже много. К тому же, как написал Евгений Золотов, на поисковик Яндекс «подсажены» две трети Рунета, а Рунет для Facebook — стратегически важная область.
Вопрос только в том, насколько глубоко Facebook разрешит (если разрешит вообще) роботу «Яндекса» копаться в тех петабайтах данных, которые нагенерировали пользователи соцсети. Вероятность «чудесного» расширения партнёрства отлична от нуля, но и завышать её индекс пока опрометчиво.
Сегодня вечером в штаб-квартире Facebook предполагается пресс-конференция, посвящённая ближайшим планам социальной сети, да и «Яндекс», по слухам, готовит в относительно ближайшем будущем некий большой анонс. Остаётся надеяться, что на одном из этих мероприятий будет внесена ясность и слухи о Wonder либо подтвердятся, либо будут опровергнуты начисто.