Имя Джона Макафи — основателя известной антивирусной компании, а нынче свободного предпринимателя, не желающего мириться с возрастом (ему уже 67) — не сходило с первых страниц всю минувшую осень. После нескольких конфликтов на почве наркотиков, власти крохотного государства Белиз, что на границе между Америками, объявили Макафи в розыск в связи с убийством человека — и Джон, уверенный, что на самом деле кутерьма затеяна ради него самого, что из тюрьмы живым ему уже не выбраться, исчез и проявился сперва в соседней Гватемале, а позже на своей родине, в США.
За погоней с удовольствием следили СМИ, беглец периодически вбрасывал свежую порцию новостей через личный блог, который по такому случаю завёл, и к декабрю одни считали его героем, безвинно пострадавшим от диктатуры местного царька-самодура, другие — скурившимся наркоманом, страдающим паранойей (см. «Адреналин, паранойя и Джон Макафи»). Но бегством в Штаты история не кончилась. На днях Джон рассказал, за что именно его невзлюбили белизские власти — и даже если этого не было на самом деле, это определённо стоило бы выдумать.
Осев в Белизе, чтобы заняться фармацевтикой на грани с генной инженерией, Макафи стал заметной фигурой в тамошнем коммюнити. Его состояние здорово поусохло в нулевые, но он по-прежнему мультимиллионер, а его загадочный бизнес и страсть к розыгрышам, по-видимому, привлекли внимание местных властей. Макафи стали подозревать в производстве наркотиков, он пережил несколько, как это у нас называется, эпизодов «маски-шоу», в результате чего пострадала его собственность, а в ещё большей степени — его лояльность действующей власти. Обиду загладило бы простое извинение, но извинения не были принесены. И наш герой решил нанести ответный удар в своём фирменном стиле.
По программированию Джон не скучает, но с компьютерами, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему на короткой ноге. Как и с женщинами.Джон преподнёс белизской полиции и властям в дар оборудование и технику в общей сложности на два миллиона долларов. Среди прочего там была и почти сотня нетбуков. По всей видимости в Белизе не знают поговорки о бесплатном сыре, иначе бы отнеслись к подарку жаждущего отмщения миллионера как минимум с осторожностью: Макафи напичкал компьютеры шпионским софтом, позволявшим следить за клавиатурой, включать без ведома пользователей видеокамеру и микрофон.
Параллельно он получил доступ к телефонам и жилым помещениям «подозреваемых», сделав это так же нетривиально. Пока сам он для отвода глаз пытался подкупить руководство пары местных телекомов, его доверенные лица установили контакт с рядовыми монтёрами, работающими в телефонных компаниях. А симпатичные, общительные особы женского и (когда требовалось) мужского пола тем временем расширяли круг наблюдения, устанавливая троянов на компьютеры людей, близких к высшему эшелону власти Белиза. Подслушкой, мониторингом и первичным анализом собранной информации занялись нанятые Джоном люди.
Конечно, в любой другом месте за такие проделки он загремел бы в тюрьму. В Белизе ставки оказались выше: власть быстро захотела получить его голову. Подкупая, обманывая, соблазняя, Макафи опутал шпионской сетью высшее руководство страны. И скопил массу полезной информации, вроде паролей к аккаунтам в соцсетях, ящикам электронной почты и прочего. В сумме это позволило нарисовать картину прогнившего госаппарата, погрязшего в интригах, интрижках, раздающего приказы о физическом устранении неугодных, торгующего людьми. С последним связано самое интересное открытие.
Торговля людьми — по сей день остающаяся бичом третьего мира — это не только рабы, но и нелегальная миграция. Как утверждает Макафи, Белиз служит перевалочным пунктом для наёмников террористических организаций и наркокартелей. Нужным людям, ввозимым из арабских стран, немедленно дают белизское гражданство и «чистый» паспорт, после чего они уезжают дальше, в частности, в Соединённые Штаты. Работает этот механизм с ведома и под контролем высших лиц государства: премьер-министра, министра национальной безопасности, министра иммиграции и т.д.
Планируя атаку на правительство Белиза, Джон Макафи был мозгом, а его социальными инженерами выступало несколько девушек. Чтобы гарантировать лояльность подчинённых в этом непростом деле, Джон с ними жил. Ну, вы понимаете, о чём я. Как кто-то завистливо пошутил в комментариях, девчонок у Макафи теперь больше, чем у Хефнера. Некоторым из них он теперь готовит американские визы.Сколько тут правды, сколько выдумки? Макафи излагает свою историю стройно, убедительно, она хорошо коррелирует с известными фактами из международной политики. Однако если осенью, когда Джон только начинал свой крестовый PR-поход против Белиза, сомневающихся было (визуально) половинка на половинку, сегодня почти никто из пересказывающих его рассказ не упускает случая ехидно заметить: как-то очень уж всё по-киношному. Один человек против пусть маленького, но государства? Агенты, прослушка, торговля людьми… Что если Макафи всё просто выдумал? В конце концов он замечательный актёр и мастер розыгрышей (см. «Адреналин, паранойя…»), и когда необходимо, способен играть всерьёз: ведь симулировал же он сердечный приступ в Гватемале.
Но даже если так, даже если Джон выдумал всё от начала и до конца, то и в таком случае заслуживает аплодисментов. Много ли наберётся людей его возраста (да даже и моложе), написавших псевдодокументальный криминальный триллер, за которым в реальном времени, затаив дыхание, следили бы миллионы человек? А ведь за Макафи не просто следят, из его белизской истории уже пытаются делать полезные выводы. Вот вы можете ли быть на сто процентов уверены, что ваша компания защищена от талантливого «социального инженера» вроде Джона Макафи, которому вздумалось влезть в корпоративный периметр через подарки, соблазн, лесть, уговоры?
Лично мне история Макафи нравится ещё и как пример идеальной мотивации сотрудника. Знаете, почему он сделал всё это? Месть, справедливость — да, конечно. Но вообще-то, «просто потому что мог» (конец цитаты). И в этом больше практического смысла, чем кажется на первый взгляд. Есть такой печальный факт: несмотря на все успехи и прогресс хедхантинга, профсоюзов, либеральный подход к построению рабочего места и прочее, так вот несмотря на всё это, мотивация среднестатистического сотрудника по-прежнему не совпадает со средствами мотивации, предлагаемыми среднестатистическим работодателем.
Иначе говоря, люди в массе своей не получают того, ради чего они поступают на работу. Деньги — сюрприз, сюрприз! — это ещё не всё. Рискну предположить, что уравнять две этих переменных — мотивационные спрос и предложение — никогда и не получится. А потому сотрудник вроде Джона Макафи, движимый неподдающимся формализации принципом «делаю, потому что могу», представляется идеальным вариантом для каждого случая.
Впрочем, вернёмся к белизской истории. Макафи утверждает, что выстроенная им шпионская сеть всё ещё работает, хоть и значительно уменьшилась в размерах. И обещает в ближайшем будущем продолжение повести, уже с вещественными доказательствами. Плюс к тому он собирается написать книгу, стать героем документального фильма, и — бинго! — станет прототипом для центральной фигуры в полнометражной художественной ленте, снятой, что называется, «по мотивам». Гигант Warner Bros. приобрёл права на описание последних лет Макафи у журнала Wired и начинает работу над сценарием. Фильмы про гениальных, чуточку сумасшедших компьютерщиков становятся трендом: вспомните «Социальную сеть» и поднимите руку, кто не пойдёт на фильм про Стива Джобса?