На прошедшей вчера поздно вечером по московскому времени пресс-конференции социальная сеть Facebook в лице своего основателя Марка Цукерберга представила новую функцию, получившую название Graph Search — поиск по социальному графу.
Анонс о начале закрытого бета-тестирования социального поисковика сопровождался некоторым разочарованием инвесторов, выразившемся в падении стоимости акций компании. До самого последнего момента Facebook хранил загадочное молчание о том, что именно планируется анонсировать, что моментально породило колоссальное количества слухов и сплетен. Почему-то особой популярностью пользовались предположения, что Facebook собирается выпустить, ни больше ни меньше, собственный смартфон или мобильная операционная система. Ни того, ни другого не случилось, случился поисковик — и масса разочарований. Мол, «ничего особенного», No Big Deal. Однако, похоже, что скептики неправы.
Мероприятие началось в 22:00 по московскому времени. Первым на сцену вышел Марк Цукерберг и практически сразу взял быка за рога. Экосистема Facebook, заявил он, держится на трёх опорах — новостной ленте (news feed), хронике (timeline), а сегодня речь пойдёт о третьей опоре — Graph Search (поиску по социальному графу).
Изображение newsroom.fb.comВ математике граф — это совокупность непустого множества вершин и множества пар вершин (связей между вершинами). Социальным графом именуется представление совокупности социальных связей между пользователями: узлы такого графа представлены социальными объектами, такими как пользовательские профили с различными их атрибутами, сообщества и медиа-контент, а рёбра — разнородными связями между ними.
Как отметил Цукерберг, граф Facebook включает один миллиард человек, 240 миллиардов фотографий и один триллион всевозможных связей. И это главный капитал Facebook. Теперь все эти колоссальные объёмы данных снабжены своим поисковиком, который, впрочем, никак не будет являться конкурентом Google.
Цукерберг назвал две ключевые особенности новой поисковой системы: во-первых, поисковик будет учитывать настройки приватности (и ещё бы Facebook попробовал поступить как-то иначе!); во-вторых, поисковик будет выдавать не набор ссылок, а вполне конкретный ответ на запросы, составленные на простом человеческом языке: «Кто из моих друзей живёт в Сан-Франциско?» — и вам выводится список френдов, проживающих в указанном городе.
На пресс-конференции прозвучали и другие возможные варианты запросов: «Кто из моих друзей также является другом с определённым третьим лицом?» В этой связи возникают законные опасения насчёт соблюдения приватности: вам потенциально доступна информация о том, кто из ваших друзей дружен так же с третьим лицом, которое вас не знает; это лицо может даже не хотеть вас знать или по каким-то причинам не афишировать знакомство с кем бы то ни было, сценариев может быть очень много. Нет, это не значит, что безжалостный робот Facebook будет вытаскивать все тайные связи (или предпочтения) наружу, однако же будет любопытно посмотреть, каким именно образом изменятся настройки приватности для пользователей. Впрочем, и на конференции, и в опубликованном одновременно с её началом пресс-релизе подчёркивалось, что в результатах нового поисковика можно будет увидеть только те данные, которые «вы и так имели возможность уже где-то видеть».
Оно и к лучшему. У всякой прозрачности должны быть свои пределы. «Стеклянные стены» и так вот-вот соскочат со страниц известной антиутопии в нашу повседневную реальность, и когда и если это произойдёт, выяснится, что это совсем-совсем не здорово. Но метаться будет уже поздно.
Вернёмся, однако, к презентации. В ходе своего выступления Цукерберг упомянул о сотрудничестве с Microsoft и поисковой системой Bing (с этого момента стало ясно, что «Яндекс» с их гипотетической разработкой Wonder остаются не у дел, по крайней мере, пока). Цукерберг нахваливал взаимодействие с поисковиком Microsoft, однако с его слов стало ясно, что именно к поиску по социальному графу Bing никакого отношения не имеет. Задача у поисковой системы Microsoft — сугубо вспомогательная: добавлять результаты стандартного веб-поиска к тому, что накопает «социальный» поисковик Microsoft.
Интересно, что в самом конце мероприятия Цукербергу задали вопрос по поводу модели монетизации. Ответ был странен: создатель Facebook заявил, что сначала его компания намерена довести до совершенства user experience, то есть, сделать новый поисковик максимально эффективным и удобным в использовании, а уж потом искать способы на этом заработать. Но со временем это должно начать приносить прибыль. Инвесторы пожали плечами и уронили акции в цене почти на 3%.
Кстати, презентация Facebook вызвала колебания акций и других компаний. Съехали в стоимости ценные бумаги социального поисковика по локальному бизнесу Yelp. Снизились акции LinkedIn, поскольку стало ясно, что поисковик Facebook может (и будет) использоваться для рекрутинговых нужд. Правда, по мере того, как выяснилось, что запуск Graph Search осуществлён только в очень ограниченном формате, акции LinkedIn вновь воспряли. Поднялись, но скоро опали цены на акции Google — возникли опасения, что Facebook может начать отъедать у Google трафик и рекламные доходы. И это даже притом, что поисковик Facebook напрямую не конкурирует с Google. На ценные бумаги Microsoft мероприятие поначалу никакого воздействия не оказывало, но в конце, когда стало ясно, что Microsoft и Facebook остаются партнёрами, цена на акции Microsoft несколько подросли.
Главное о чём сейчас спорят в СМИ, так это о последствиях. Одни утверждают, что гора родила мышь, и что с появлением собственной «социальной» поисковой системы в Facebook мало что поменяется.
Однако, учитывая беспомощность ныне действующего внутреннего поисковика Facebook, любое усовершенствование выглядит уместным. Особенно «социальное».
Другие называют Graph Search «возможно, величайшей инновацией Facebook» и усматривают в этом перспективу глобальных преобразований в интернете в целом. Мол, люди давно уже заинтересованы в том, чтобы в результатах поиска были не одни только ссылки (и реклама), и чтобы выдача на запросы тоже была больше похожа на человеческие ответы, нежели на меню в ресторане.
«Впервые в истории взаимоотношения человека и информации помогут определить, насколько релевантна эта информация — и эти взаимоотношения будут прозрачными для всех», — пишет Forbes, предсказывая, что кнопки Like и +1 теперь распространятся далеко за пределами Facebook и Google Plus и что «теперь всё, от социальных медиаплатформ до корпоративных решений могут стать более интересными и, возможно, более релевантными».
Forbes даже утверждает, что со временем мы все увидим, как менеджеры по продажам будут столь же легко и непринуждённо, как и в случае с ресторанами, отыскивать врачей, заинтересованных в новых препаратах от диабета, малые компании, которым нужен специальный софт (опять же, для продажи), некоммерческие организации, нуждающиеся в новой системе телефонной связи, и так далее. Все видно, все на поверхности… Кому тогда будет нужна безадресная реклама, расходы на неё?
Наиболее забавную версию, почему новый поисковик будет неизбежно пользоваться успехом, сформулировал журналист BBC Рори Селлан-Джонс, просто процитировав запрос, придуманный его более молодым коллегой: «Друзья друзей, не состоящие ни в каких отношениях, проживающие в Лондоне».
«Возможно, Facebook изменил природу дружбы непостижимым для моего поколения образом», — отметил Селлан-Джонс. Версию, что Facebook, благодаря своей новой функциональности становится «крупнейшей в мире службы знакомств», поддерживают и другие ресурсы.
К сожалению, Facebook пока не обнародовал планы, когда Graph Search выйдет из бета-тестирования и будет запущен за пределами англоязычной среды. Для российских пользователей особый интерес, безусловно, будет представлять «понимание» поисковиком Facebook русского языка с его грамматической сложностью и многообразием словоформ.