Почему приставка Valve преуспеет там, где других ждёт провал

Сделать новую игровую приставку легко — с этим, в теории, может справиться любая компания, собирающая и продающая компьютеры. Сделать популярную игровую приставку — невероятно сложно. Об этом говорит хотя бы опыт Microsoft, которой потребовалось более пяти лет, прежде чем Xbox стал прибыльным, но за последние десять лет игровое подразделение компании всё равно потеряло 3 миллиарда долларов. У Sony дела ещё хуже — место на игровом рынке за последние десять лет обошлось в 5 миллиардов.

На что уходит столько денег? Создание собственной архитектуры, операционной системы и средств разработки, собственные игровые студии, поддержка отношений с другими разработчиками игр, крупномасштабные рекламные кампании по всему миру, да ещё и демпинг, заставляющий первый год или два после выхода продавать приставки по себестоимости, а зачастую и ниже. Такое под силу только гигантам индустрии, и именно поэтому популярных приставок только три, а не больше. Желающих ввязываться в растраты при том, что прибыль не гарантирована, раз-два и обчёлся.

OUYA

Смельчаки, конечно, тоже есть. Мало кто не слышал о новой стодолларовой игровой приставке на Android под названием OUYA. Её создатели почему-то решили, что стоит выпустить на рынок оборудование, и дело пойдёт само собой. Что ж, столкновение с жестокой реальностью произойдёт уже совсем скоро.

Фирма Valve недавно тоже анонсировала свою игровую телеприставку. И если OUYA — это начинка среднего телефона на Android, поданная в виде коробочки, подключающейся к телевизору, то Steam Box с аппаратной точки зрения будет самым обыкновенным ПК. Не ждёт ли и её печальное будущее в следствие всё тех же причин, мешающих выходить на рынок другим приставкам? При ближайшем рассмотрении оказывается, что хоть компания и рискует, шансов на успех у неё гораздо больше чем у кого-либо ещё.

Valve — это один из важнейших разработчиков компьютерных игр, а со времени открытия электронного магазина Steam, — одновременно и продавец. То, на что у Microsoft отняло годы и миллионы долларов, Valve может достаться быстро и без серьёзных капиталовложений. В Steam по данным на конец 2012 года было зарегистрировано более 54 миллиона активных пользователей, а число игр составляло 1860. В 2011 году издание Forbes подсчитывало, что на Steam приходится до 70 процентов рынка скачиваемых игр для ПК.

Прототип Steam Box, фото — The Verge

Steam любим как пользователями, которые то сметают с «полок» новинки, то с нетерпением ждут ежегодных распродаж, так и разработчиками игр, на долю которых в Steam приходится 70 процентов прибыли вместо 30, привычных по традиционному ритейлу. Готовая инфраструктура, преданная аудитория, блестящая репутация и уже заключённые контракты с разработчиками игр — отличное подспорье для выпуска своей аппаратной платформы.

Хоть Valve далеко до масштабов Microsoft или Sony, в средствах эта компания вряд ли ограничена больше чем игровые подразделения корпораций-гигантов. Никто точно не знает, сколько свободных денег есть в распоряжении основателя Valve Гейба Ньюэла (это частная фирма, и она не публикует отчётов), но по подсчётам аналитиков, ежегодная выручка может достигать миллиарда долларов, а скорость роста — 200 процентов в год. По словам Ньюэла, в пересчёте на одного сотрудника Valve прибыльнее чем Apple и Google.

К сожалению, главное достоинство Steam — огромное число игр, к Steam Box относиться в первое время не будет. В качестве операционной системы для приставки выбран Linux, а значит разработчикам придётся портировать свои игры на эту ОС (пока что в Steam для Linux с ассортиментом мягко говоря не очень), к тому же приспосабливать их к большому экрану и иному виду управления. Прежде чем будет набрана библиотека игр, сравнимая с Xbox Live или самим же Steam, пройдёт время.

Однако в рукаве у Valve есть несколько интересных козырей. Во-первых — пресловутый Half-Life 3, умудрившийся стать легендой, даже не будучи анонсированным. Если в Valve решат сделать эту игру эксклюзивом для Steam Box, то приставке обеспечен моментальный успех. Впрочем, вовсе не обязательно так сильно обижать преданных Valve любителей играть на ПК — достаточно просто добавить в приставочную версию Half-Life какие-нибудь эксклюзивные особенности. Скорее всего, так и будет: говоря о Steam Box, Гейб Ньюэл упоминал новые контроллеры, которые позволят считывать биометрические данные игрока (вероятно, пульс и давление) и каким-то образом незаметно подстраивать игровые реалии. Звучит, согласитесь, очень интригующе.

В будущем Steam Box может обзавестись и собственным шлемом виртуальной реальности. Осенью 2012 года изданию New York Times удалось узнать, что именно таким проектом в компании руководит Майкл Абраш — ветеран индустрии, внёсший немалый вклад в развитие компьютерной графики. Интерес Абраша и Valve к виртуальной реальности может быть очень своевременным: рынок, похоже, движется именно в этом направлении. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на восторги западной прессы по поводу шлема Oculus Rift или почитать про последние патенты Microsoft в этой области.

Майкл Абраш тестирует прототип шлема виртуальной реальности

Последний вопрос, который стоит уяснить прежде, чем пророчить Steam Box великое будущее и предсказывать переворот на игровом рынке, — это у кого из производителей приставок, Steam Box отберёт рыночную долю. Говорить об этом пока не просто — на горизонте новые поколения Xbox и Playstation, о которых пока ничего толком не известно. Но учитывая, что Гейб Ньюэл обещает цены, начинающиеся со ста долларов (а в будущем приставка с наиболее скромной конфигурацией станет вообще бесплатной) и возможность лицензировать производство другим производителям, Stam Box может стать чем-то совершенно новым.

Xi3 — приставка производства фирмы Piston, которая будет совместима со Steam

Будучи промежуточным звеном между компьютерами и игровыми приставками, она отберёт аудиторию игроков и у тех и у других. У Sony, Microsoft и Nintendo по-прежнему остаётся выбор оружия, которым можно ответить — от более мощных конфигураций, способных выдавать картинку поразительной реалистичности, до необычных контроллеров вроде Kinect и Wii U GamePad.

Кажется, что кровопролитная схватка неизбежна, и единственное, что может спасти — это массовое снижение цен, при котором все четыре приставки будут стоить по 100-200 долларов, и большее число игроков сможет позволить иметь дома не одну из них, а две или три. Для Valve же это станет новым витком развития и наряду с открытием Steam для мобильных телефонов заставит обратить на себя внимание даже тех, кто обычно не интересуется играми.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях