Если есть два (или более) государства с разными ценностями и идеями, два предприятия-конкурента, да даже, скажем, двоечники и отличники, между ними неизбежен конфликт. С операционными системами всё обстоит так же, если даже не более остро. Конечно же, самый актуальный пример — это противостояние iOS и Android, а точнее, пользователей смартфонов и планшетов на их основе. Впрочем, хотя эта статья прежде всего посвящена этим двум операционным системам, речь о них пойдёт не сразу.
Представьте, что вы учитесь в американской школе и действие разворачивается в середине восьмидесятых годов прошлого века. Мама только что подарила вам волшебную вещь — робота-трансформера, который из грузовика путём пары манипуляций превращается в андроида. Вы входите в класс, садитесь за парту и вытаскиваете свою гордость из сумки.
Но ребята в классе не спешат радоваться тому, что купила вам мама! Понимаете, не у всех же есть 25 долларов на пластмассового робота-бетономешалку. Зато у всего класса есть существенно более дешёвые роботы. Они тоже превращаются в роботов из машин и прочих не особой антропоморфных предметов. Это гоботы — японская поделка, паразитирующая на детище американской Hasbro.
И класс не только не радуется вашему новенькому трансформеру — вам устраивают «тёмную», игрушка сломана, под глазом синяк. Глупо было объяснять ребятам, что их гоботы — полная ерунда по сравнению с настоящими, правильными трансформерами. То, что здесь написано, — вовсе не выдумка. Достаточно почитать комментарии к посту в блоге io9 про двадцать самых уродливых гоботов. Вот один:
«Господи, я помню, как постоянно спорил с детьми в моей начальной школе о том, что трансформеры хуже гоботов. Нет, правда, словно вся моя школа сговорилась агитировать за гоботов. Меня даже мысли об этом бесят».
А вот ответ на него:
«Я считал, что гоботы лучше потому, что был тупым придурком. Мой брат даже теперь, через 24 года, приводит это как пример того, что я не умею принимать правильные решения».
Какие страсти! Но всё дело, конечно, не в трансформерах. Дело в том, что у детей уже были роботы, и зарплаты их родителей не хватало на каких-то, по мнению родителей, совершенно ничем не отличающихся роботов, которых их дети считали крутыми. Разумеется, когда у всей школы гоботы, вся школа будет говорить, что гоботы — это круто.
И это будет даже не ложь самому себе. Ребята наверняка сами в это свято верили, ведь не может же быть так, что столько народу ошибается. Ну а то, что они выглядят коряво, — так это, наоборот, плюс, не то что какой-нибудь трансформер, который пару раз об стенку ударишь — и нет его. Начинает распирать гордость за гоботов, таких родных, посконных, своих!
За них самых будет бит тот самый мальчик, который решил похвастаться своим трансформером, притащив себе на беду его в школу. Хотя на самом деле вовсе не за них, а из самой банальной зависти, пусть даже несознательной, за нарушение устоев и уклада. Потому что непорядок.
Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения взрослого вменяемого человека, то она покажется очень глупой. Ну что за ерунда, дети дерутся из-за игрушек? Тем не менее мы сталкиваемся с ней постоянно, здесь и сейчас. Вот же они, перед глазами, эти холивары любителей Android и iOS!
И вот они, современные гоботы взрослых детей — смартфоны на основе Android. Нет, никто не говорит, что все пользователи «андроидофонов» горазды воевать с любителями продукции компании Apple. Большая часть пользователей аппаратов на Android вообще не задумывается, кто и как делает эту операционную систему. Однако те, кто задумывается, непременно хочет гордиться своим «гоботом», и потому всякое упоминание о «трансформерах» вводит его в религиозный раж. Такой человек появляется везде, где обсуждается iOS, с воплем, что система Apple, мягко говоря, представляет собой коричневатую колбасообразную субстанцию с не очень приятным запахом.
Противная сторона, возмущённая таким необоснованным наездом, также расчехляет библию эпплопоклонника и начинает пытаться склонить андроидофаната на свою сторону. В результате всё заканчивается (а иногда и не заканчивается) взаимными оскорблениями.
Со стороны всё это выглядит ещё глупее, чем постоянные драки футбольных фанатов. В чём смысл? Уж точно не в выигрыше или проигрыше любимой команды. Просто человеку, вероятно, необходимо чувствовать свою принадлежность к какой-то идейной группе людей. Особенно это чувство проявляется у тех индивидуумов, которые обделены материально, — ведь у них легче вызвать ненависть к классовому врагу.
Врагом в нашем случае может являться кто угодно — как владелец трансформера, так и айфона. И несмотря на то что здесь ясно описывается, насколько глупо выглядит такое поведение со стороны, под этой статьёй нет-нет да появится возмущённый комментарий какого-нибудь ярого любителя Android, который не дочитал до этих строк и решил, что его религиозные чувства оскорблены. Впрочем, то же самое верно и для фанатов iOS, которые иногда ничуть не лучше и, заполучив желанный айфон или айпад, начинают светить им направо и налево и клеймить андроидофоны позором.
Хотел было предложить хотя бы перейти на гоботов и трансформеров, что выглядело бы не настолько по-идиотски — это как-никак игрушки, и такое детское поведение по отношению к ним смотрится вполне гармонично. Увы, не получится. В 1990 году компания Hasbro, которая создала бренд Transformers, купила права на гоботов у Bandai и Tonka, и с тех пор гоботы — это часть франшизы Transformers, так что и причин для вражды нет.
А теперь посмотрите на гоботов восьмидесятых годов и поймите, насколько уродливыми они всё же были!
P.S. Кстати, у нас в школе было принято называть гоботами любых роботов-трансформеров, ещё более дёшево выглядящих и не имеющих отношения ни к трансформерам, ни к гоботам. Вероятно, всё дело в мультсериале «Гоботы», который показывали по ОРТ в девяностых.
P.P.S. Вот видите, я же говорил, что люди, которые будут писать комментарии к этой статье, решат, что кто-то оскорбил их ненаглядный андроид. Хотя, как правильно замечено в одном из комментариев (правда, неправильно подано), в огороде бузина, а в Киеве дядька. Это попахивает психическим заболеванием: людям говорят, что их споры о том, у кого робот-трансформер круче, достойны детского сада, а они в ответ — «не играй в мои игрушки и не трогай мой горшок». И, кстати, объясните, почему вы слово «поделки» читаете как «подделки»?