Квартальный отчёт Apple — всегда большое событие для экономистов. Не только потому, что в последнее время компания получает гигантскую прибыль, но и потому, что её акции ещё совсем недавно стоили безумную сумму денег. С осени их цена сильно снизилась. Давайте посмотрим, оправдала ли компания ожидания в первом квартале 2013 года и, самое главное, чего от неё ждут.
За праздничный квартал компании удалось получить выручку в размере 54,5 миллиарда долларов и прибыль в размере 12,8 миллиарда долларов. В прошлом году эти показатели составили 46,3 и 13,1 миллиардов долларов.
Тут, конечно, интересно вспомнить охи и ахи всевозможных аналитиков, которые жалуются на то, что Apple уже не та, и рост выручки сильно замедлился. Не лишним будет вспомнить, что три года назад Стив Джобс хвастался тем, что компания теперь получает 50 миллиардов долларов в год. То есть, всего через три года, фирма уже получает большую сумму денег, но за квартал.
Но не будет на этом задерживать внимание. Если перейти к тому, сколько устройств удалось продать Apple за квартал, то мы увидим, что это 47,8 миллиона iPhone (37 миллионов в тот же квартал прошлого года), 22,9 миллиона iPad (15,4 миллиона в 2012). Грубо говоря, компания продавала 833333 устройства на основе iOS каждый день. Это очень, и очень много.
Тем не менее, рынок хочет от Apple большего! Аналитики ожидали от Apple не 54,1 миллионов долларов выручки, а 54,88. В результате, акции компании сразу после этого известия упали. Плюс ко всему, как можно видеть, несмотря на то, что оборот вырос, прибыль не повысилась. Почему — догадаться несложно. Apple обычно продаёт свои новые продукты по цене предыдущих моделей, и iPhone 5, а также намного менее дорогой iPad Mini сделали своё дело, затраты на их изготовление в этом квартале были не настолько малы как на производство более ранних представителей отряда этих устройств.
Положа руку на сердце, реакция рынка выглядит как клоунада. Мы почему-то привыкли считать, что курс акций как-то отражает реальный ход дел в той или иной компании, забывая при этом, что единственное, от чего он зависит — это от игроков рынка ценных бумаг. Можно, конечно, пытаться анализировать ситуацию, строить определённые догадки и зарабатывать на этом деньги. Но на эту тему есть отличная история.
Кот Орландо
В начале прошлого года издание Guardian объявило конкурс, в котором участвовали профессиональные игроки рынка ценных бумаг, студенты-финансисты и… рыжий кот по кличке Орландо. Каждой из групп (и коту) было предложено вложить 5000 фунтов стерлингов в ценные бумаги тех или иных компаний. Через каждые три месяца они могли продавать те или иные акции и заменять их другими.
Кот ОрландоКонечно, возникает резонный вопрос: как кот выбирал, куда вложить деньги? Перед ним на полу была нарисована большая таблица с названиями компаний, а он гонял по ней свою любимую игрушку. Когда он бросал игрушку на какой-либо клетке, считалось, что именно акции этой компании кот и выбрал в данный момент. Профессионалы же, разумеется, использовали свой опыт и знания.
В результате акции почти всех компаний, которые выбрал кот, прибавили в цене к концу года. Вот результаты: портфолио студентов снизился на 160 фунтов, профессионалы увеличили свой капитал на 176 фунтов, но Орландо показал всем им мощный кукиш: животному удалось заработать аж 542 фунта!
Медведи, быки и бараны
Чему учит нас ситуация с котом Орландо? Прежде всего, тому, что у акций не может быть ни завышенной, ни заниженной цены. Их цена не зависит ни от чего. Конечно, всплески активности по той или иной причине на рынке происходит, но предугадать их никак нельзя.
Например, как прореагируют инвесторы, когда узнают, что у Apple рекордная выручка и отличные продажи iPhone и iPad? Напомним, что в самой компании до этого говорили о возможной выручке в 52 миллиарда, а всё остальное — это уже фантазии аналитиков и прочих «уважаемых» людей. Сразу после квартального отчёта акции Apple упали на 10%.
Слишком медленная машина времени
Так что нужно игрокам рынка ценных бумаг от Apple, чтобы акции дальше шли вверх? По-настоящему, они похожи на малахольных девиц, ждущих прекрасного принца, на белом коне, который стоит на спине гигантского крокодила с лазерным ружьём на спине. Разговоры о том, что с Apple после ухода Джобса из жизни стало всё плохо, ведутся целый год — причём, начались они ещё буквально через пару месяцев после смерти бывшего исполнительного директора компании.
Что ставится Тиму Куку, нынешнему исполнительному директору Apple, в вину? Прежде всего, отсутствие инноваций, неудовлетворительное качество продуктов, исход руководителей из компании… Но подождите, при чём тут Кук?
Когда Стив Джобс пришёл обратно в Apple, до создания плеера iPod прошло четыре года. iPhone был представлен ещё через шесть лет. То есть, в течение шести лет под руководством Джобса компания вовсе не сыпала сверхреволюционными новинками, продолжая отшлифовывать «маки» и программы для них и айподы. iPad был выпущен ещё через три года — и мало кто из критиков и аналитиков посчитал, что именно это устройство поможет планшетам стать тем, чем они являются сейчас — для они стали заменой ПК.
При Джобсе было всё — например, 2001 году компания объявила о квартальной потере 247 миллионов долларов, после чего её акции выросли. Были жуткие продукты вроде Mobile Me или iPod Hi-Fi, была совершенно странная и никому не нужная социальная сеть Ping. Руководители приходили и уходили — достаточно вспомнить Тони Фейдела, одного из создателей iPod или Джона Рубинштейна, Бертрана Серле и многих других.
Как правильно пишет Дэн Паллотта из Harvard Businnes Review, «голосящие критики интеллектуально бедны. Они бьются в истерике, вместо того, чтобы посмотреть на общую картинку. Как двухлетки, они не понимают, что хотят. И когда они получают то, что хотят, счастья им это не приносит. Apple может показать новую машину и они скажут, что дни компании сочтены, потому, что они занялись промышленностью, в которой они ничего не понимают. Примерно, как и было, когда Apple вышла на рынок мобильных телефонов. Я готов поспорить, что если в Apple представили бы машину времени, они бы нашли её недостаточно быстрой».
Есть, правда, в отчёте Apple одна неприятная вещь: компании удалось продать существенно меньше «маков», чем в прошлом году. Это, конечно, может объясняться тем, что с поставками новых iMac не всё хорошо (их задерживают уже почти на месяц), но скорее всего, причина иная. В 2010 году Стив Джобс говорил, что планшет — это «машина», а ноутбуки и десктопы — «грузовики», предназначенные для специальных работ. Когда-то, на заре автомобилестроения, большинство автомобилей было грузовиками, но люди в результате выбирали, конечно, персональный автомобиль в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Грузовики никуда не делись — просто заняли свою нишу. То же самое можно сказать про «маки». И тенденция эта видна не только в Apple — уже не первый год продажи ноутбуков и десктопов других компаний снижаются.
Но единственная причина падения курса акций Apple — это критики и аналитики, мнение которых описано выше, которые создают панику на фондовом рынке. Как можно видеть по фактам, приведённым выше, сами игроки этого рынка ничуть не умнее кота Орландо.