За последними новостями о возможных изменениях, регулирующих деятельность граждан России в глобальной сети законов, осталось почти незамеченным сообщение об интересной инициативе руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Если верить публикации Cnews, Виктор Иванов обратился к Минфину и Центробанку с предложением изменить регламент работы платёжных систем. По его мнению, электронные деньги часто используются для покупки наркотиков, и потому анонимности здесь быть не должно.
На первый взгляд, бессмысленность предложения высокопоставленного чиновника очевидна любому обитателю Сети: следуя подобной логике, нужно запретить и наличные расчёты (рискну предположить, что наличные деньги в криминальных кругах популярнее электронных). Кроме того, недавно был принят регулирующий деятельность платёжных систем закон, который, в частности, серьёзно ограничивает возможности анонимных перечислений. Но, может быть, я просто не понимаю стратегического замысла главы ФСКН?
За разъяснениями пришлось обратиться к председателю совета ассоциации «Электронные деньги» Виктору Достову. «На мой взгляд, довольно понятно, что доля электронных денег в оборотах наркотрафика ничтожна, — считает эксперт. — Операторы и Госнаркоконтроль успешно сотрудничают, а оперативники научились бороться с е-денежными схемами, судя по известным фактам уголовных дел». По его словам, если электронные деньги закрыть или зарегулировать, то наркотиков будут продавать ровно столько же, но около тридцати миллионов россиян останутся без удобного и социально значимого сервиса.
В системах электронных денег обычно вводятся дополнительные ограничения для анонимных пользователей, при отсутствии у тех проверенного номера мобильного телефона (а в QIWI кошелёк привязывают к номеру в обязательном порядке). Для незаконных операций используют так называемые левые сим-карты, но какое к этому имеют отношение платёжные сервисы? Пресечь распространение подобных телефонных номеров должны операторы сотовой связи, но они, как показывает практика, не стремятся терять доход даже от недобропорядочных абонентов. Деньги, как говорится, не пахнут.