Наручные часы — один из древнейших гаджетов. Они сопровождают человека аж с XVII века, а их история полна удивительных поворотов, которые и захочешь — не придумаешь специально. Начнём с того, что первые триста лет существования мобильный прибор для измерения времени был исключительно карманным. Собственно манера носить часы на руке считалась легкомысленной дамской причудой, и изменить этой привычке заставила только мировая война – первая в списке новых войн: безжалостных, беспринципных.
Солдаты новой эпохи нуждались прежде всего в практичном приборе, так часы переместились на запястье. В 70-х годах прошлого века классические стрелка и циферблат пережили ещё одно потрясение, уступив натиску электронных дисплеев и кварцевых резонаторов. Но век электронных часов оказался самым коротким. Уже к перелому тысячелетий часы перестали носить вовсе. Их функцию вобрали в себя вездесущие мобильные телефоны. Они просто скушали прибор с четырёхсотлетней историей на завтрак, сделав его пусть не технически, но морально устаревшим. Да, часы ещё носят. Ну так и «винил» кое-кто ещё крутит, и с видеокассетой расстаться не может никак.
Тем удивительней упрямство, с которым за часы цепляются самые инновационные техноигроки. Попытки вернуть хронометр на руку предпринимались ещё в начале нулевых на самом высшем уровне. Девять лет назад я писал о проекте Microsoft под названием Paparazzi: рекламировать его не постеснялся лично Билл Гейтс. То была одна из первых попыток вдохнуть в часы новую жизнь, технологически подтянуть их до уровня XXI века. Microsoft превратила прибор для измерения времени в «умное» мобильное устройство с односторонним доступом к беспроводным коммуникациям (о быстром мобильном интернете тогда только начинали мечтать, а Paparazzi умели принимать организованные специально для них цифровые радиопередачи в FM-диапазоне, отображая актуальную локальную информацию: прогноз погоды, цены акций и т.п.). Через часы софтверный гигант надеялся протолкнуть на рынок собственное видение концепции умных персональных устройств — платформу SPOT. Но попытка захлебнулась вскоре после выпуска iPhone. Что ж, сегодня мы наблюдаем вторую волну. И цели ну очень похожие.
За последние три дня о намерении производить smartwatch (умные часы, такой термин нынче в ходу) сообщили, намекнули или были заподозрены в подобном Google, Samsung, Apple, LG, множество более мелких вендоров. Apple, конечно же, следует поставить первой: именно её таинственный проект iWatch и породил всю шумиху. «Яблочным хронометром» фаны грезят ещё со времён Джобса (который якобы наложил на идею вето), но особенно они активизировались в этом феврале, когда из недр компании вроде бы просочились первые «надёжные» сведения. Если верить им, над iWatch трудятся сто человек, часы будут работать в паре с Айфоном и смогут совершать звонки, вести хозяина по карте, следить за его здоровьем (шагомер, кардиометр и прочее, см. «Жажда самоквантования»). Ни единого официального подтверждения нет, зато уже придумано множество конкурентов.
Главным соперником, конечно же, станет Google. Она тоже корпит над умными часами — правда, предназначенными уже для спаривания с Android-смартфонами и/или с очками расширенной реальности Glass. У «гугловочей» будет свой процессор, беспроводная связь ближнего действия, сенсорный дисплейчик. Они смогут показывать свежие сообщения, сопровождать по маршруту и вообще отображать всяческие мелкие актуальные в текущей точке пространства-времени данные — типа скидок, доступных в магазине, на пороге которого вы оказались, оповещений от домашних устройств, заметок из календаря и т.д. и т.п. Нужно только заметить, что все эти сведения почерпнуты не из официального пресс-релиза, а всего лишь из патента, который Google недавно получила.
Кто следующий? Samsung. Единственная компания из главных участников, кто за последние пятнадцать лет произвёл хоть один настоящий продукт в категории «часы» и официально подтвердил намерение работать в этом направлении дальше. Карты она, правда, тоже не раскрывает, но из утечек известно, что Galaxy Altius будут смартвочем с дисплеем 500х500 точек, беспроводной связью, самостоятельной операционной системой (вопрос совместимости с Android открыт).
А ещё над умными часами работает LG. И крупный китайский вендор Shanda готовит нынче летом релиз часиков с Android и Firefox OS. И нашумевшая кикстартеровской кампанией Pebble только что начала поставки 150-долларового одноимённого многофункционального смартвоча с экраном на электронных чернилах, спаривающегося со смартфонами.
Изюминка момента, впрочем, не в именах участников и не в беспрецедентных масштабах штурма. Изюминка в том, что часы — больше не часы. Идеологи смартвочей видят на руке человека очередное электронное устройство из разряда уже даже не мобильных компьютеров, а компьютеров носимых: железку, активно участвующую в повседневной жизни человека, анализирующую обстановку вокруг, вмешивающуюся в ежесекундный процесс принятия решений. Компьютерная эволюция движется в направлении носимого компьютинга — и часы неизбежно будут поглощены набравшей ход лавиной.
Такова одна из множества точек зрения на происходящее, попытка подвести под него логический фундамент. Но кое-кто считает смартвочи прежде всего давно назревшим экспериментом в области маленьких экранов: изучив сегмент дисплеев больших (где фактически произошла смычка телефонов с планшетками), мы до сих пор не затронули дисплеи миниатюрные, диагональю в один-два дюйма. Другие считают ажиотаж вокруг умных часов искусственным: кто-то из крупных вендоров, вероятно, действительно идеей заинтересовался, а остальные просто не желают выглядеть отсталыми. Ведь точно так же суетятся все вокруг очков расширенной реальности, хотя довести проекты до конца, очевидно, удастся лишь единицам.
Лично мне ближе чисто коммерческая версия. Есть мнение, что умные часы унаследуют от просто часов уникальное свойство: высокую маржу. Проще говоря, если производители компьютеров, телевизоров, да уже и планшеток и смартфонов вынуждены работать чуть ли не себе в убыток — жесточайшая конкуренция вынуждает их снижать цену вплоть до себестоимости и даже ниже (вспомните, как продаётся семейство Kindle), то запас цены у часов может быть очень значительным, в разы выше, например, «телевизионного». Вот почему они привлекательны для Apple, Samsung, LG, да и других околокомпьютерных вендоров.
Но коли уж речь зашла о деньгах, стоит выслушать и скептиков, которых немного, но которые есть. Так вот, они обращают внимание на неприглядный факт: умные часы на самом деле в продаже уже имеются, но очередей за ними не наблюдается. Sony, Timex, Fossil, LG, WIMM, Microsoft — все они выпускали или выпускают устройства, подпадающие под определение smartwatch, но либо предпочли выбыть из гонки, либо занимаются производством «для галочки», похвастаться им нечем. Так есть ли рынок для умных часов или смартвочи — всего лишь очередной фетиш, рождённый воспалённым обывательским воображением — знаете, как регулярно выдумываемый следующий Айфон? Тем более что ни одной принципиально новой функции для умных часов за последние десять лет не предложено, а стоить они наверняка будут недёшево (за некоторые SPOT-модели просили и 700 долларов) и непременно привлекут внимание регулятивных органов: можно ли пользоваться смартвочем за рулём? А в самолёте? А не помешают ли они кардиостимуляторам?
Вся надежда на тонкий нюанс, упомянутый, в частности, в гугловском смартвоч-патенте: функции мобильных устройств могут требовать от пользователя обращаться к устройству в неудобное время, а значит, потенциал, к примеру, современных смартфонов и планшеток используется не полностью. Так вот, вопрос на миллиард (а точнее, на 60 миллиардов — во столько оценивается мировой часовой рынок): будет ли достаточно этого нюанса, чтобы убедить широкие массы покупать умные часы?
Инвесторы верят в часовую индустрию: котировки многих производителей здесь последние пару лет задраны до исторических максимумов. Налицо ожидание большого скачка. Но инвесторы — тоже люди. Как и всем, им свойственно подпадать под очарование момента.
P.S. Среди читателей Компьютерры нашёлся счастливчик, пользующийся смартвочем i’m Watch. Его — совсем не лестную — оценку читайте в личном блоге на Google+.