Презентовав в минувшую пятницу свой Home, Facebook дала толчок интереснейшей дискуссионной волне. Редко какой продукт при такой простоте — а ведь Home может быть описан буквально одним предложением: это новостная лента социальной сети, «натянутая» на главный экран мобильного устройства, — так вот, редко какой продукт провоцирует такое количество очень разных мнений. Больше того, сейчас мы наблюдаем даже не спор, а попытки понять, что есть Home и к каким последствиям приведёт его популяризация. А уж в том, что ему суждено стать популярным, мало кто сомневается: всё ж таки миллиард пользователей, стоящих за Facebook, — не шутка!
Первым за два дня рассуждений прояснён вопрос о «видовой принадлежности». Детище Facebook — приложение, которое оккупирует домашний экран устройства ради вывода какой-то полезной информации, а если потребуется, может запускать другие программы. Это позволяет причислить его к лаунчерам. Таких приложений десятки (сделайте выборку в любимом апп-сторе по слову «launcher»), но занимаются ими не только независимые разработчики, а и крупные вендоры. HTC, Motorola, Samsung — да, наверное, почти все, кто производит свои смартфоны и планшетки под Android, навешивают свою оболочку, меняющую внешний вид не столько ради нового функционала, сколько ради визуального отличия от конкурентов.
Тем временем Facebook готовит посвящённую Home рекламную кампанию на ТВ. Первый ролик забавный, хоть и немного прямолинейный. Перед тем как выключить телефон в самолёте, молодой человек желает ещё разок взглянуть, что творится у друзей. И получает по полной программе: от музыкантов до трансвеститаЧто было действительно неожиданно, так это реакция Microsoft, один из высших чинов которой (Фрэнк Шоу) не поленился объяснить в корпоративном блоге, что софтверный гигант воплотил те же идеи в своей Windows Phone ещё два года назад. В самом деле, тайлы Windows Phone (и Windows 8) следуют тому же принципу, что и Facebook Home: прицел на людей и общение, не на приложения, не на механизмы. Home, по мнению Шоу, — всего лишь надстройка, компенсирующая фундаментальные недостатки Android. Он призывает не тратить время на недоразвитую платформу, а сразу переходить на MS Windows, которая строилась равнением на человека.
Большинство наблюдателей, впрочем, заботит не техническая сложность, а фрагментированность мобильной платформы Google. Проблема известная: замешанная на принципах open source, Android открыта для самых смелых экспериментов, даже мечтать о которых пользователям iOS, MS Windows, Blackberry запрещено. Но без побочных эффектов, естественно, не обошлось: сегодня на рынке присутствуют сотни разновидностей операционной системы, отличающиеся иногда только внешним видом, а иногда и набором системных библиотек (это уже форки, вроде используемых в устройствах Amazon). В наличии и тысячи различных устройств (буквально! см. «Прощайте, фавориты»). Это проблема и для разработчиков прикладного софта, которые попросту не в силах протестировать приложения везде и на всём, и для пользователей, которые не могут быть уверены, что скорости, памяти, размеров экрана, да вообще функциональности конкретного устройства хватит, чтобы запустить то или иное приложение.
Ситуация, с одной стороны, вроде бы улучшается: по крайней мере, наблюдается явный крен Android-экосистемы в сторону версии 4.x, используемой сегодня более чем половиной устройств. С другой стороны конца-края, экспериментам с операционной системой не видно, а производители ещё и взяли моду делать собственные магазины приложений. Всё это напоминает юность IBM PC, которая была так же открыта для экспериментов и в случае с которой гарантировать работоспособность софта долгое время было трудно. Ничего, пережила многих конкурентов и в общем здравствует по сей день. Но представьте, насколько более мощным, сплочённым было бы Android-сообщество, если б на всех и вся была только одна версия системы, считанные модели смартфонов и планшеток! Кстати, желающие попробовать Facebook Home почувствуют фрагментационный пресс сразу же: Home не работает с версией 2.3, а значит, половина обладателей Android-устройств окажутся вне эксперимента.
Текущая ситуация, по данным GoogleНо то ли ещё будет! Продолжая тренд фрагментированности в ближайшем будущем, отдельные комментаторы рисуют и вовсе апокалиптическую картину. Facebook, естественно, пожелает извлекать из Home прибыль, а потому реализует в нём не только показ рекламы, но и обработку денежных транзакций (на месте Facebook может оказаться и любой другой большой бизнес со своим проектом). В ответ на это Google выбросит её из магазина Play. Тогда Facebook запустит свой аппстор — в добавление к уже существующим амазоновскому, самсунговскому и многим другим, которые уже есть и обязательно появятся. Многие из них, двинувшись собственным курсом, рано или поздно пожелают заполучить большую власть над операционной системой и сделают форки Android, как уже поступила, к примеру, Amazon. Совместимость, понятное дело, будет слабеть, и в какой-то момент Google неизбежно начнёт открытую войну, назвав бывших коллег террористами, подрывающими устои Android.
Верить подобным прогнозам или нет — ваше дело. Но в случае с Home приходится принимать на веру и ещё кое-что, а именно чистоплотность Facebook при вторжении в личную жизнь пользователей. Думаю, мало кто сомневается, что Цукерберг и Ко. дорого бы дали, чтобы заставить своих пользователей жить только внутри Facebook, изолировав их от Веб полностью. Home — важный шаг на пути к воплощению этой тайной мечты. Мало того, что пользователь смартфона с установленным Facebook Home будет участвовать в жизни социальной сети активней, предоставляя больше информации о себе (это потребует от него сравнительно меньших усилий, чем если бы он логинился в соцсеть через браузер или просто мобильное приложение). Так теперь Facebook ещё и сможет наблюдать за жизнью пользователя постоянно, начиная прямо с первого прикосновения к смартфону. Да даже и без касаний Home сможет следить, например, за местоположением пользователя, пропущенными звонками, физической активностью (сколько, когда и куда вы прошли или проехали) и так далее, и так далее. Ведь одно дело ходить в соцсеть, когда ты сам того хочешь, и совсем другое — иметь на мобильном устройстве постоянно активного соглядатая, всасывающего малейшие крупицы информации о тебе.
Те, кому Home понравился, воспевают его ещё и как большой шаг в направлении к дружелюбности Android-интерфейсов: в таком виде Android-смартфоны смотрятся выгодней рядом с iPhoneСтоит заметить, что сама Facebook опровергает утверждение, будто бы она намерена активно следить за пользователями с помощью Home. Да, «некоторые сведения» собираться будут, но, во-первых, с очень ограниченной аудитории (звучала цифра «полпроцента») и, во-вторых, только тогда, когда это действительно необходимо (показания GPS, к примеру, могут пригодиться для автоматического проставления координат в фотографии). В остальном тему приватности Цукерберг очень умело обошёл стороной, чем, вероятно, и вызвал оживлённые пересуды после, заставив склонные к privacy-паранойе западные СМИ дать будущим пользователям Home совет: лучше всего будет ограничить объём информации, которым вы делитесь с внешним миром, хотя бы даже просто подкрутив настройки.
В чём комментаторы и Цукерберг сходятся, так это в оценке перспектив Home и Home-подобных интерфейсов. Стремясь насытить мобильные устройства функционалом, задействовать каждую струнку, обыватель примет как естественную идею превратить «главный экран» своего смартфона или планшетки в информационный терминал, до отказа забитый актуальной информацией. Кому из разработчиков в этой гонке повезёт больше, пока можно только гадать. Но Facebook свой ход сделала: с 12 апреля на маленьких экранах!