Скажите честно, вы знали, что в России по инициативе Президента уже шестой год действует почти государственного масштаба программа обучения пенсионеров компьютерной грамоте (фотографии с её торжественных мероприятий иллюстрируют сегодняшнюю колонку)? Готов поспорить, если не смотрите телевизор, то и не знали. Вот и я сперва даже не поверил, когда коллеги поделились со мной этой информацией. Чувствую теперь, что поделились с тайным умыслом — зная, что о такого рода проекте я ничего хорошего не напишу. Не потому что отношусь предвзято к ура-инициативам российских властей, а просто потому, что при близком рассмотрении ничего хорошего в таких случаях как правило обнаружить не удаётся. Если упущу что-то важное, буду признателен за аргументированные уточнения и возражения в комментариях.
Но прежде, чтоб было от чего оттолкнуться, позвольте набросать историю из своей жизни. Дело в том, что задачей знакомства старшего поколения с информационными технологиями я болею ещё с середины нулевых, почти с того самого момента когда плотно занялся Линуксом. Это было своего рода навязчивой идеей: сделать продукт, который поможет людям, прожившим пятьдесят лет без компьютеров, преодолеть шок от столкновения с цифровым устройством, страх перед его использованием и устранить неудобства по ходу. Подопытными стали мои родители (тогда ещё предпенсионного возраста), не скрывавшие, впрочем, интереса к эксперименту, который я решил поставить. И в 2007-м году я собрал для них персоналку. С процессором и графикой выше среднего (Pentium 4, AGP), но с минимумом оперативной памяти и небольшим жёстким диском. И — да, Линуксом на борту (стабильная ветка Debian, Gnome в качестве рабочего стола).
Linux и ограниченная конфигурация были принципиальным моментом: я не собирался усаживать своих «стариков» за современные игрушки. Мне было интересно посмотреть, как освоятся они с базовыми концепциями ИТ и основными инструментами — и смогут ли освоить их настолько, чтобы потом это пригодилось им в жизни. Ну, вы понимаете о чём я: файлы-окна-коммуникации, текстовый редактор (OpenOffice), аська или телефон (Licq, Skype), веб-браузер (Firefox/Iceweasel, позже Chrome) и какая-никакая мультимедия (фотки, музыка, фильмы с дисков, флэшек, из Сети). Такой примерно круг.
Скажу сразу, если вы не видели, как человек за пятьдесят, никогда ранее не имевший дела с вычислительной техникой, на неё реагирует, вам определённо стоит на это посмотреть. Хотя бы даже для того, чтобы понять, что интуитивность в нашем и его понимании — совершенно разные вещи. Всё то, что мы с вами кажется впитали с молоком матери, а на самом деле, конечно, постигли в ходе экспериментов детских лет, собственно мамам-папам незнакомо — потому что все эти годы они крутили газовые задвижки в котельных или чинили станки на заводах. Вас будут спрашивать о самых основах, самых смешных азах — и я даю руку на отсечение, каждый второй вопрос будет ставить вас в тупик. Сколько раз нужно кликнуть на том или ином элементе, и почему здесь нужно кликать правой кнопкой мыши, а там — левой? Почему на подчёркнутых словах можно и нужно кликать, а на надписи «НАЖМИ МЕНЯ» кликать не стоит или нельзя? Логин, пароль — кто эти люди и почему их так много? Термины, приёмы, хитрости… Только сделав первые шаги в ИТ вместе со стариками, вы поймёте, какой в высшей степени нетривиальной теме взялись их обучать.
Поначалу я надеялся прогнать родителей через сокращённый базовый курс информатики (естественно, в моём изложении), заставил завести тетрадки и даже что-то туда записывать. Но уже после нескольких занятий от этой идеи отказался. Можно заставить ребёнка усваивать знания, которые возможно пригодятся в будущем. Но человек, у которого за плечами жизнь, абстрактные сведения отторгает прямо-таки органически. Пожалуй, ему можно втолковать устройство файловой системы или общие принципы программирования, но для этого придётся разработать особую методику, объясняющую необходимость такой информации. Компьютер для него интересен исключительно как практический инструмент. Всё теоретическое интуитивно отбрасывается. Так что я сменил акцент, сосредоточившись на практически полезных вещах — но, что важно, не тупой дрессировке. Мне по-прежнему нужно было, чтобы родители понимали, что они делают и зачем.
И я в общем горжусь результатом. Позволив эксперименту течь в том направлении, какое выберут сами родители, я попрощался с наивной мечтой сделать из них подобие юных айтишников и подарить вторую профессию: отец не стал дизайнить сайты, а мама — засиживаться в Скайпе и соцсетях. Зато персоналка открыла их скрытые таланты и интересы. Папа, оказывается, писавший стихи, добился определённого признания на известном российском литературном ресурсе. Плюс, компьютер заменил ему видеомагнитофон и в значительной степени телевизор, а ещё он периодически бывает в Google Earth (летом едем мыть золото 🙂 Мама в соцсетях бывает, но самое главное — изжила (насаженное, я так понимаю, российским телевидением) предубеждение к Сети как к сборищу бесполезных болтунов и дезинформаторов, и теперь сёрфит по новостям в поисках альтернативной точки зрения, ну и конечно штудирует обычную для её поколения медицинскую тему. И Линукс, кстати, выдержала испытание «новичками» с блеском: за эти годы ломалось только железо.
Так что в целом я считаю эксперимент удавшимся. Но знаете что ещё я вынес из него? Нельзя сделать «компьютер для стариков». Нельзя дать им один продукт и сказать: плыви! Нельзя заставить пройти недельные курсы и надеяться, что отныне они всё смогут сами. Обучение — продолжается. Я по сей день объясняю родителям новые приёмы, особенности, разбираю ошибки и подвохи, новые технологии. Это непрекращающийся и, как я понимаю, бесконечный процесс поддержки, без которого, пожалуй, могли бы обойтись дети, но старики просто не могут полноценно жить в компьютерном мире. Но и виноваты в этом не только старики. Это безжалостная натура самой ИТ-индустрии, которая — сюрприз, сюрприз! — по-прежнему человеколюбива не больше, чем десять, и двадцать, и сорок лет назад. Вы либо разбираетесь во всём сами, либо открываете неограниченную кредитную линию производителю, который отныне будет тянуть из вас деньги по малейшему поводу. Да-да, я про Apple. Лично мне стыдно от одной мысли, что однажды я скажу российскому пенсионеру: а вот за эту функцию придётся заплатить.
Теперь вы понимаете, какую смесь переживаний — любопытство, скепсис, восторг, отвращение — я испытал, наткнувшись на проект «Бабушка и дедушка онлайн». На первый взгляд проект солидный. Это «национальная социальная программа массового обучения граждан пенсионного возраста основам информационных коммуникационных технологий (так в оригинале — ЕЗ) и услугам электронного правительства». Учреждена в 2008 году Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров». Финансируется, если я правильно понимаю, главным образом государством, хоть есть и спонсоры: Intel, Ростелеком, предоставляющие технику и интернет-каналы. Занятия с пенсионерами ведут как свои преподаватели, так и добровольцы, которым платят.
И результаты впечатляют! Заглавная страница проекта прямо таки кричит цифрами: 126 тысяч человек записались на курсы. 20 тысяч прошли обучение. 125 обучающих центров в регионах России (увы, мой Екатеринбург вниманием обойдён). Но чем больше погружаешься в детали, тем сильней раздражение. Что-то царапает слух, понимаете?
Может быть то, что на фотографиях с курсов больше упитанных чиновников и красных лент, чем пенсионеров. Может быть то, что ни одно крупное печатное издание о «Бабушках…» не писало, а разрозненные публикации в блогах и репортажи центральных телеканалов больше похожи на пресс-релизы, чем на настоящий рассказ. Может быть то, что официальная группа проекта В Контакте насчитывает чуть больше тысячи человек, а на Фейсбуке лайкнута аж 44 раза. И в разделе «Вопросы-ответы» главного сайта ровно 6 (шесть!) ерундовых записей. И официальная презентация по поводу пятилетия проекта состоит исключительно из нарезки официальных лиц, бойко выдающих на камеру заученные фразы: блоги, соцсети, новая жизнь… Слова, слова.
Дальше — хуже. Начальным толчком для проекта послужила подписанная в 2008 году Президентом РФ «Стратегия развития информационного общества»: набор общих идей, так или иначе связанных с ИТ, призванный не дать России отстать по степени информатизации от развитых стран. Контролировать реализацию Стратегии предлагается по нескольким забавным показателям вроде «доли отечественных товаров и услуг в объёме внутреннего рынка ИТ и телекоммуникационных технологий» (должна превысить 50% к 2015 году).
Оставим эти планы на совести авторов: не мне вам объяснять, насколько реально довести до требуемого хотя бы вот один этот показатель и сколько денег на это можно будет истратить. А деньги, очевидно, на реализацию Стратегии были выделены и, как это водится в России, началось их «освоение». Что, сами понимаете, лучше делать не привлекая внимания, руками людей, которых никто не знает. И в этом свете совсем уже неудивительно, что благозвучная «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров», по всей видимости, создана специально под «Бабушек», которые и стали её единственным проектом. В остальном у Ассоциации нет ни нормального адреса электронной почты, ни своего веб-сайта. Ах, как это знакомо!
В общем вы уже поняли, к чему я клоню. Из всего этого маскарада мне видится выглядывающей морда человека в костюме с пилой. Та же самая, которая до сих пор проглядывает из Всероссийского конкурса молодёжных проектов (см. «Как Росмолодёжь талантами разбрасывалось» и расследование Андрея Зайцева; если вы ещё не забыли ту историю, добавлю, что Саше не удалось добиться даже точного ответа на вопрос — её имя стоит в списке победителей или её полной тёзки). Обвинять я никого не стану: страшно и бесполезно. Это мои наблюдения и моё личное мнение. Хочу только выразить сомнение, что такими методами можно хоть чего-то добиться в плане повышения компьютерной грамотности старшего поколения.
Самое смешное (или печальное, выбирайте сами), что пока правительство собиралось учить пенсионеров работе с персоналкой, персоналка вышла из моды. Я сейчас думаю над апгрейдом родительской PC (Сеть стала слишком насыщена графикой для старой видяшки), но одновременно с Raspberry Pi всерьёз рассматриваю вариант планшетки. Плюс настало время проапгрейдить и (по крайней мере) отцовский мобильник, где тоже логично сделать ставку на смартфон. А это означает, что обучение придётся продолжать. Ни Android, ни iOS, ни мобильная Windows «с ходу» для старшего поколения не годятся. Пользователь должен уметь контролировать трафик (безлимитный мобильный интернет всё ещё неоправданно дорог), оценивать безопасность приложений, понять концепцию облачных сервисов, да даже просто не тушеваться, сталкиваясь с непонятным поведением операционной системы. Им не обойтись без моей помощи. «Бабушки онлайн» тут не помогут, увы.