Онлайновое фотохранилище Instagram относится к таким сервисам, бизнес-модель которых сразу не очевидна. Тем не менее это вовсе не означает, что подобные проекты не могут приносить прибыль, ведь у них есть важнейший актив — гигантское число пользователей.
По оценке одного из основателей Instagram Кевина Систрома, к марту 2013 года число активных пользователей сервиса превысило 100 миллионов человек, среди которых — люди самых разных профессий, достатка и социального статуса, от домохозяек до бизнесменов, от безработных до звёзд кино и музыки.
В апреле 2012 года Instagram перешёл в руки компании Facebook, которая, помимо интеграции с одноимённой социальной сетью, немедленно озаботилась возможностью заработать на столь популярном фотосервисе для мобильных устройств. Facebook пока официально не объявляла, как она планирует монетизировать своё приобретение, но ход мыслей менеджеров компании стал очевиден после внесения изменений в условия обслуживания, вступивших в действие с 19 января 2013 года. Основная его идея вполне обычна для интернет-бизнеса: если вы не платите за услуги, то вы не клиент, а товар.
Уже первые сообщения о планируемом изменении пользовательского соглашения, появившиеся в декабре 2012 года, вызвали всеобщее возмущение. Первоначальный текст звучал примерно так: «Клиент согласен с тем, что коммерческое или другое юридическое лицо может заплатить нам за демонстрацию названия вашего аккаунта, информации о понравившихся вам снимках, фотографий (с любыми связанными с ними метаданными) и/или ваших действий в составе платного или спонсируемого контекта или рекламных кампаний, без какого-либо возмещения».
Через несколько дней Кевин Систром был вынужден заявить о том, что его неправильно поняли и что Instagram вовсе не собирается продавать фотографии пользователей всем желающим: «Мы уважаем тот факт, что ваши фото — это ваши фото. Точка». В результате сомнительный пункт так и не вошёл в окончательный вариант пользовательского соглашения — в нём осталось лишь указание на то, что Instagram может в рамках своего сервиса оказывать оплачиваемые или спонсируемые услуги, связанные с содержанием пользовательского контента. При этом в условия использования личных данных (privacy policy) включён пункт, по которому пользовательские контент и прочие данные могут быть предоставлены в распоряжение фирм, входящих в состав той же группы компаний, к которым принадлежит Instagram, либо их аффилиатам. При этом сохраняются все ограничения на просмотр фотографий, установленные пользователем.
Несмотря на отсутствие пугающих условий, прописанных прямым текстом, в Instagram тем не менее добились поставленной задачи, подойдя к ней с другой стороны, а именно способом, давно практикующемся в рамках Facebook, — с помощью приложений третьих сторон со своими правилами приватности и использования контента. К этому в апреле 2013 года добавилась возможность устанавливать на фотографии пометки-тэги на людей, географическое местоположение, достопримечательности и бренды, также позаимствованная из Facebook.
Одним из первых приложений, эксплуатирующих пользовательские фото, стала совместная программа Instagram и Nike под названием NIKE PhotoiD. Впрочем, по словам представителя Instagram, NIKE PhotoiD — это не общий коммерческий проект. Nike просто использует API Instagram без каких-то условий и соглашений по разделению прибыли.
Функции программы NIKE PhotoiD сводятся к автоматическому созданию индивидуального дизайна кроссовок на основе цветовой палитры выбранной фотографии из аккаунта Instagram. Получившимся дизайном можно поделиться с желающими, причём соответствующий снимок остаётся в коллекции NIKE PhotoiD. Наконец, в итоге можно будет заказать изготовление кроссовок собственного уникального дизайна. Результаты выглядят по-разному и, как правило, довольно смело.
Изображение кроссовка с индивидуальным дизайном можно оперативно отправить в популярные социальные сети, включая Twitter, Google+ и, конечно, в Facebook, но вот чтобы разместить его в галерее Instagram, требуется корявая процедура с отсылкой снимка на электронную почту и последующим размещением его вручную через мобильное приложение. Очевидно, что недостаточная интеграция как раз связана с тем, что между Instagram и Nike действительно нет коммерческого соглашения.
* * *
В то время как Facebook пока не предпринимает каких-то заметных шагов по монетизации Instagram, сторонние компании вовсю зарабатывают на популярном мобильном фотосервисе.
К примеру, российский Instamag.ru печатает фотографии из Instagram на фотобумаге, на магнитах, делает из них календари и даже подушки. Все эти занимательные сувениры рассылаются по почте в любую точку мира или доставляются курьером по Москве.
Ещё один отечественный проект «Шесть магнитов» специализируется исключительно на фотомагнитах на холодильник.
Любопытная вариация на тему распечатки фотографий — сервис Instagoodies, рассылающий наклейки с вашими снимками.
Ещё более странный вариант — керамические плитки со снимками Instagram на сервисе ImageSnap.
Приложение Carousel для Mac OS представляет собой удобный клиент для навигации по Instagram на компьютерах Apple, включая поиск по людям и тэгам.
Бесплатное приложение Instabackground для iPhone делает обои рабочего стола из фотоснимков, хранящихся в памяти смартфона и в аккаунте Instagram.
Существует ещё множество похожих сервисов, но, разумеется, по обороту они несопоставимы с тем, что может дать Instagram привлечение своей огромной базы пользователей в различного рода рекламные и спонсорские программы. Так что выбор, который сделают в Instagram, предугадать несложно.