Стартовавшая сегодня ночью в Сан-Франциско девелоперская конференция Apple WWDC — традиционно используемая для анонсов нового софта, железа и технологий — уже принесла несколько ярких новинок. Поклонники фруктовой компании заждались хороших новостей и теперь им будет о чём поговорить: тут вам и Mac OS X 10.9, в имени которой (Mavericks) более нет кошачьей темы, тут и поумневший Safari, сам перепрыгивающий на следующую страницу, тут и Maps для десктопа, и iOS 7 с переработанным (плоским!) интерфейсом. Но самый большой, самый вкусный подарок, реально с нервной дрожью ожидавшийся последние недели, команда Тима Кука оставила напоследок. Это продукт, который вытолкнет Apple на рынок, где она пока что присутствует только мечтами своих фанатов, но который должна или покорить, или как минимум занять на нём видное место. Это интернет-радио или, что правильней, музыкальный сервис потокового вещания iTunes Radio. Если позволите, краткости ради, я буду называть его iRadio, как называли его все до анонса.
Аналитики характеризуют iRadio просто: самый масштабный проект Apple в околомузыкальном бизнесе со времён зачатия Айпода и iTunes Music Store. Пользователь запускает его на любом совместимом устройстве (везде, где работает iTunes), «настраивает» на канал с интересной ему музыкой (двести штук плюс социальные хит-парады в Twitter) и слушает без ограничений, хоть, правда, и без перемотки: радио всё ж таки! Понравилась песня? Можно сразу же её приобрести, потому что записи для iRadio предоставлены теми же гигантами музыкальной индустрии, что наполняют и iTunes: за последние недели Apple заключила контракты на потоковое вещание контента с Universal Music, Warner Music, Sony Music, кое-кем ещё.
Ни сползающие акции, ни переход iOS в категорию догоняющих платформ не помешали аншлагу: билеты на WWDC 2013 были распроданы за рекордные 71 секунду.Без лицензионных соглашений с этими воротилами строить интернет-радио не имело смысла, а теперь яблочники могут сыграть по-крупному, в очередной раз показав класс простоты, качества, встряхнув застоявшееся музыкальное болото. Впрочем и выбора-то у них особого не было: Apple должна была запустить iRadio, ибо этого требует время. Курс на мобильные устройства, который она же сама и помогла сформировать с помощью iPod, iPhone и iPad, провоцирует обывателя на отход от владения музыкой в пользу потоковых сервисов — и пионер цифрового звука iTunes, всё так же по старинке продающий треки поштучно или альбомами, начинает теряться на фоне мелких, новых игроков, занятых интернет-вещанием.
Сегодня называть музыкальный бизнес «болотом» можно лишь с большой натяжкой: может быть продажи CD тухлые, и MP3-треки в среднем по миру расходятся не так хорошо, как хотелось бы многим, зато есть сегмент интернет-радио, который бьёт все рекорды роста. Уже сегодня вещаемая через интернет-потоки музыка приносит каждый пятый доллар, зарабатываемый на цифровом звуке — и доля интернет-радиостанций продолжает расширяться. Здесь царствуют гиганты вроде Spotify (с её условно-бесплатной дискотекой), Pandora (с автоматическим подбором музыки), Deezer, Rdio. Все они предлагают доступ к огромным, в десятки миллионов записей, фонотекам почти бесплатно (с рекламой) или чрезвычайно дёшево (единицы долларов в месяц). А в ближайшее время к ним подключатся или уже подключились Google (All Access), Nokia, Amazon.
Вот почему хоть iRadio и ждали, в успехе его уверены далеко не все. Возвращаясь к аналогии с Айподом, на дворе уже не девяностые и даже не ранние нулевые, когда MP3 был в диковинку. Рынок интернет-радио отработан технически и концептуально, роли распределены, клиенты разобраны. Apple будет здесь не первой — и как же она надеется отбить клиентуру?
Помочь iTunes Radio пробиться в люди должны два обстоятельства. Во-первых, громкий бренд. iTunes Store сегодня — это крупнейший или один из самых крупных и успешных онлайновых магазинов цифровой музыки, занимающий примерно треть мирового рынка. Каждый месяц здесь продаётся около миллиарда аудиозаписей — и полмиллиарда активных клиентов, обеспечивающих эту покупательную способность, очень естественно сформируют аудиторию и для iRadio. Опросы показывают, что чуть ли не каждый второй потенциальный пользователь готов попробовать iRadio безотносительно его функционала, уже только потому, что это продукт Apple.
Удивительно, что при таком спросе «яблочное» интернет-радио не было запущено раньше, но дело тут не столько в недальновидности постджобсовского менеджмента, сколько в чисто денежных нестыковках. Если продажа MP3 механически реализуется относительно просто (скачал-заплатил-отдал правообладателям проценты), то потоковое вещание ставит целый ряд новых вопросов.
Доход iRadio образуется от показа рекламы (бесплатным сервис будет только для подписчиков iTunes Match, платной личной облачной фонотеки). Но какую долю отдаст Apple правообладателям? Должна ли она оплачивать те песни, которые слушатель промотал? Начиная с какой секунды считать песню «прослушанной»? И вот здесь всплывает второе обстоятельство, которое поможет iRadio: если верить рассказам инсайдеров, заключенные с правообладателями контракты предполагают выплату 60% от получаемых Apple денег. Что, якобы, значительно больше, чем платят звукозаписывающим компаниям другие интернет-радиостанции.
Это, понятное дело, обеспечит Apple особенно тёплое отношение звукоиздателей, что тоже важно. Ведь большинство компаний, занятых сегодня потоковым вещанием, сильно ограничены лицензионными соглашениями с поставщиками музыки: им позволено работать лишь в некоторых странах, что не лучшим образом сказывается на прибыльности. Даже Pandora с её 70 миллионами активных пользователей перебивается с хлеба на воду и по-прежнему не решается или не может выйти за пределы родных для неё США и Австралии. Apple планирует начать с Соединённых Штатов, после чего провести быструю экспансию на весь цивилизованный мир. Не обойдёт вниманием она, вероятно, и Восточную Европу, и бывшее СНГ, и Россию — где назревает грандиозное околомузыкальное сражение.
На означенных территориях рынок потокового вещания подмят социальной сетью В Контакте. Вы не слышали про успешные российские или восточноевропейские проекты коммерческого интернет-радио потому, что среднестатистическому обывателю здесь нет нужды подписываться на услуги каких-то сервисов, терпеть рекламу или тем более оплачивать месячную подписку. С ролью лучшего в мире, абсолютно бесплатного интернет-радио у нас справляется наша самая популярная соцсеть — предлагающая доступ к беспрецедентно большой фонотеке почти на любом цифровом устройстве. Противостояние правообладателей и владельцев ВК пока сводится к одиночным стычкам, в ходе которых выплачиваются какие-то компенсации, чистятся файлы, даже сдаются IP-адреса злостных нарушителей (ВК пробует самоустраниться из игры, переложив бремя ответственности на пользователей). Но проблема в целом остаётся, а значит рано или поздно должна быть решена. Может быть приход iTunes Radio поможет российскому рынку цифрового звука стать цивилизованным?