Несмотря на то что в стане Microsoft уже давно назревали крупные проблемы, с весны акции компании только поднимались. За всё, однако, приходится платить: 19 июля 2013 года ценные бумаги фирмы подешевели аж на 11%.
Таким образом, капитализация Microsoft сократилась на 32 миллиарда долларов. Не удивительно: четвёртый квартал компания завершила, обманув ожидания аналитиков. Вообще, строго говоря, такого плохого квартала у Microsoft не было с 2004 года.
Прежде всего на ситуацию повлияло списание почти миллиарда долларов (900 миллионов) на «реорганизацию запасов планшетов Surface RT». Понятно, конечно, о чём речь: эти планшеты продавались хуже некуда, и фирме пришлось снизить цену на них аж на 150 долларов. Напроизводили их, тем не менее, много, отсюда и такая цифра.
Инвесторы беспокоятся и о том, что Microsoft взяла курс на выпуск собственного «железа» — ведь этот процесс обязательно поначалу связан с затратами, окупаемость которых под большим вопросом.
Не очень хорошо обстоят дела и с Windows 8. Несмотря на то что многие критики восприняли новый ультрасовременный интерфейс на ура, пользователи не разделили этого мнения. Более того, разработчикам, как это уже понятно, не удалось сделать интерфейс, который одинаково хорошо подходил бы как для сенсорных дисплеев, так и для навигации с помощью компьютерной мышки. Выручка подразделения Windows упала на 6% по сравнению с прошлым годом.
Вообще же компания ещё недавно находилась на перепутье, и вряд ли выбранная дорогая немедленно приведёт её к светлому будущему. Windows 8, мягко говоря, была принята неоднозначно, планшеты на основе этой системы тоже не пользуются большой популярностью, рынок традиционных ПК сокращается.
Новая приставка Xbox One начала свой путь к потребителю со скандала из-за невозможности передавать другому пользователю диски с игрой. Даже если этот скандал никак не повлиял на популярность торговой марки, опросы общественного мнения показывают, что интерес у покупателей к приставкам нового поколения весьма невелик.
Доля платформы Windows Phone для смартфонов на рынке постепенно увеличивается, но очень медленно. Сравнивать её с долей Android и iOS до сих пор смешно. Что касается софта (и тут, конечно, подразумевается прежде всего Office), то и тут всё плохо: выручка подразделения снизилась на 27%.
Надежды компании в первую очередь связаны с облачными сервисами и предложениями для бизнеса. Именно поэтому в Microsoft пытаются превратить как можно больше собственных продуктов в облачные службы — как это произошло с Office, пакетом, который теперь успешно распространяется по подписке.
Проблема заключается в том, что инвесторы не готовы долго ждать, пока эта стратегия принесёт свои плоды. Есть и другая проблема: похоже, они правы — и, хотя в компании стараются сделать всё, чтобы быть лидером и новатором рынка, этих стараний недостаточно.