Обозреватель New York Post Терри Кинэн с некоторым недоумением пишет («Russian bear rises with Putin»), что экономика России стала крупнейшей в Европе и заняла, по мнению Всемирного банка, пятое место в мире. Изобилие природных ресурсов, энергетическая независимость (первый производитель нефти на планете, а США — первый импортёр), сбалансированный бюджет с госдолгом менее 10% и безработица — «завидные» 5,4%. А рождаемость (важный интегральный показатель настроений общества) в России превысила американскую.
Даже в глухом Нечерноземье у свежепокрытых синтетической черепицей домов ярко покрашенные штакетники и наличники. В палисадничках — цветники. Знакомый фермер ворчит, что в селе решением схода запретили держать скотину, и ему пришлось установить на лугу вагончик и обнести пастбище электрическим забором (электронный пастух — непременный атрибут советских выставок детского технического творчества, который никогда нельзя было увидеть в работе)…
Предоставив заокеанским журналистам судить, насколько успешно правительство «on his way to his goal of restoring Russia to superpower status», отметим, что никогда — минимум за последнюю сотню лет -– население страны не обладало такими суммами денег на руках. (Массовое строительство заводов и объектов инфраструктуры происходило при весьма скромных доходах населения.) Но для того, чтобы конвертировать деньги в уровень жизни, их хорошо бы потратить выгодно. А с этим у нас в стране не слишком хорошо: стоит сравнить розничные цены и ассортимент с зарубежными — и выкладки экономистов Всемирного банка становятся довольно сомнительными…
Но покупкам в розничной сети существует реальная и привлекательная альтернатива. Электронная коммерция, она же интернет-торговля. Давайте же посмотрим, как обстоят дела с ней в нашей стране. Для этого сопоставим данные от нескольких вполне авторитетных источников.
На свежем, от 9 августа 2013 года графике от SearchLaboratory.com мы видим, что объём интернет-торговли в нашей стране оценён в 4 миллиарда фунтов стерлингов. (Курс его, грубо говоря, 51 рубль или 1,5 доллара.) А вот согласно Euromonitor International, объём отечественной электронной коммерции — примерно 10,5 миллиарда долларов. По результатам же оценок, выполненных inFOLIO Research Group, объём рынка сетевой коммерции в России достиг в 2012 году 325 миллиардов рублей, что хорошо сходится с данными от Euromonitor International, и заметно выше цифр, использованных SearchLaboratory. Но, впрочем, разброс цифр по электронной коммерции лежит примерно в таком же интервале, как и тот, где «гуляют» оценки объёма отечественного ИТ-рынка. И нам важны не абсолюты, а сопоставления цифр. И вот тут-то мы видим, что хотя российская экономика и крупнейшая в Европе, но в киберкоммерческом пространстве ей особо хвастаться нечем. Втрое уступая итальянским 12 миллиардам; более, чем вшестеро – германским 25 миллиардам фунтов. Далеко впереди лидер электронно-торговой Европы – Соединенное Королевство с 58 миллиардами. Передовик же планетарный – США, 174 миллиарда…
А вот выше мы видим поразительно интересные цифры, вычисленные SearchLaboratory. Это годовой объём электронных покупок, приходящихся в различных странах на одного пользователя интернета. И вот тут-то мы наблюдаем довольно грустную картину. Средний рунетчик купил самым рентабельным способом (даже правительственная «Российская газета» говорит о достоинствах цифровых связей между онлайн-торговцами и дешёвой производственной базой в Китае) товаров всего лишь на 63 фунта.
Это, конечно, почти втрое больше, чем отоварились средние индус с китайцем, но в 18 (цифра прописью — восемнадцать!) раз меньше, чем лидирующий в списке (отсюда и фунты) британец. В 16 раз меньше, чем житель лояльного доминиона — Австралии. В одиннадцать раз, чем жители мятежных британских колоний, янки — с их повальной автомобилизацией и очень удобными торговыми центрами с огромными парковками, искусство делать выгодные покупки в которых американец впитывает с молоком матери… Более чем в девять раз меньше француза — а наши соотечественницы из среднего класса устремляются именно в Галлию за покупками. Почти в девять раз меньше, чем житель очень небольшой Японии.
Интернет-продажи составили у нас лишь, по различным оценкам, от 1,6% до 2% ВВП — по сравнению с Великобританией и США, где составляют до 10% ВВП; это крайне мало… И ещё раз бросим взгляд на график сверху: очень мал у нас объём интернет-покупок на пользователя.
Но числу обитателей рунета прочат стабильный и заметный рост. И график выше от SearchLaboratory, содержащий прогнозы по ряду стран. И графики ниже, от «Яндекса», с разбивкой по регионам, где показывается, что численность российского сегмента сети стабильно росла, и как она распределена в зависимости от типа населённых пунктов.
Во всяком случае данные, использованные SearchLaboratory, предсказывают весьма высокий рост доли населения России, имеющего доступ к сети. С 2011 до 2013 года она должна увеличиться с 43 до 72%, что весьма оптимистично.
И рост объёмов интернет-торговли в нашей стране предсказывается значительный. И на графике выше, и по оценкам inFOLIO Research Group: «При сохранении существующих темпов роста к 2017 году рынок перешагнёт планку в 500 млрд руб., а к 2020-му — 650 млрд».
Более чем вдвое!
Так что — перейдём к выводам. У населения России есть внушительное количество денег. У него есть потребность в недорогих и удобных покупках. Россия куда плотнее покрыта сетью, чем Бразилия… А бразильский пользователь интернета делает покупок на сумму в два с половиной раза большую, чем наш соотечественник. Но ведь для нас куда актуальней опыт Австралии — развитой страны с преимущественно сырьевым экспортом и с расстояниями, сравнимыми только с нашими! А житель края кенгуру делает сетевых покупок на сумму в шестнадцать раз большую, чем в наших медвежьих углах! Ну хорошо, учтём, что ВВП на душу австралийца (по паритету покупательной способности, тому показателю, что позволяет Всемирному банку ставить Россию на первое место в Европе) — 44 462 «международных» доллара, а россиянина – только 23 549. Но и тогда отечественной интернет-коммерции вполне можно подрасти раз в восемь, а не вдвое!
И вот тут-то на сцену должны выйти воля и предпринимательская инициатива. Может быть, стоит воспользоваться сочетанием недостатков офлайновой торговли с развитием коммуникаций онлайновых, сетевых, для того чтобы придать электронной коммерции ускорение, позволяющее обогнать цифры самых оптимистических прогнозов. Ведь нужны лишь организация да достаточно простые технические средства вроде почтовых терминалов, о которых мы рассказывали в прошлый раз. И развитая электронная коммерция, возникшая благодаря ИТ-отрасли, вполне может создать новую волну спроса на товары и услуги информационных технологий. А бабушки в деревнях смогут получать у почтоматов банку краски и пакет семян так же привычно, как они ныне читают прогноз погоды в смартфоне…
В статье использована инфографика от Global E-Commerce Opportunities и «Яндекса».