О том, как IBM получила миллиардный контракт на создание архитектуры cloud computing для американского МВД — ведомства, управляющего теми землями, на которых индейцы некогда охотились на бизонов, — мы рассказывали вчера. А вот нынче разговор о том, какие страсти кипят вокруг федеральных контрактов со спецслужбами и какие технические подробности при этом вытаскиваются на свет…
International Business Machines Corporation — один из старейших подрядчиков правительства США. И вторая по числу работников фирма Соединённых Штатов, имевшая 433 362 работника в 2012 году, уступая только универмагам Walmart, где трудятся 2 200 000 человек. А сотрудники — это ведь ещё и избиратели. У них есть свои конгрессмены и сенаторы, которые заботятся о том, чтобы их клиентела получила свою часть от федеральных контрактов. В 2012 году «Голубой гигант» имел федеральных контрактов на $1,5 млрд. Но в мире информационных технологий, как и в Зазеркалье, надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. Бежать, напрягая все силы, в том числе юридические и политические. И вот недавно было продемонстрировано, как всё это применяется в нынешнюю, информационную эру.
Началось всё с желания ЦРУ обзавестись собственной системой облачных вычислений. В течение четырех лет. Для этого, как и подобает правовому государству с рыночной экономикой, был объявлен тендер. Такой, знаете ли, аукцион, когда заказчик объявляет условия, а участники, жаждущие получения контракта, отвечают ему своими предложениями. Которые рассматриваются беспристрастно и справедливо… Такие предложения и поступили. От IBM, надеявшейся получать в год за свои услуги по $93,9 млн, и Amazon Web Services, Inc., вожделевшей $148,06 млн ежегодно.
Так вот, в тендере, объявленном Центральным разведывательным управлением Соединённых Штатов, победила компания Amazon.com, Inc. Крупнейший в мире интернет-торговец, с его оборотом, превышавшем в 2011 году $48 млрд. Деятелям плаща и кинжала с берегов Потомака приглянулась облачная инфраструктура Amazon Web Services. В этом они были не одиноки: хотя Amazon и новичок на рынке услуг правительству, его сервисами, по словам вице-президента фирмы Терезы Карлсон, пользуется уже около трёхсот правительственных агентств, таких как Министерство военно-морского флота, Федеральное казначейство, Министерство здравоохранения, НАСА. Так что вступление в это число самого известного в мире трёхбуквенного агентства выглядело вполне логичным. Тем более что на испытаниях цээрушникам инфраструктура от Amazon приглянулась больше, чем IBM’овская.
Но IBM такое решение шпионов не устроило. Особенно их возмутило, похоже, то, что их технические подходы были оценены наследниками Аллена Даллеса как «Marginal», а книгопродавческие заслужили «Very Good». И они обратились к тем, кого в США боятся даже шпионы, — в Government Accountability Office (как перевести? Управление государственных счетов, что ли?) — организацию, которая до 2004 года звалась Главным бюджетно-контрольным управлением. И вот счетоводы из этой конторы взяли да и опровергли выводы ЦРУ. Вот их «Заключение» от 6 июня 2013 года по жалобе IBM U.S. Federal на Central Intelligence Agency.
Результаты конкурса, как мы видим, были признаны, скажем мягко, небезукоризненными. И отнюдь не потому, что ЦРУ отдало приоритет более дорогому проекту перед более дешёвым. Счетоводы показали, что и результаты технического тестирования были довольно сомнительными.
Остановимся подробнее на тестовом задании (страница 5 «Заключения»). Речь шла в обработке набора «сырых» данных в сотню терабайт на параллельном процессорном кластере в тысячи узлов с использованием модели распределённых вычислений MapReduce (эта модель от Google, как следует из названия, сначала «картирует» данные, раскидывая их по узлам, а потом «свёртывает» воедино для получения результатов). Вот это, пожалуй, самое интересное! Благодаря публичности, сопровождающей правительственные контракты США даже в таких отраслях, как разведка, мы можем получить представление о размерности задач, решаемых в настоящее время облачной архитектурой. (Вытащить такие данные из частного сектора — несопоставимо сложней.) Интересна и скорость обмена тестовой задачи с объектно ориентированной базой данных: шесть операций в секунду при чтении, две — при записи. То есть на настоящем этапе развития вычислительной техники о каких бы технических средствах речь не шла, имеет смысл отводить облакам такие задачи.
Но вернёмся к счетоводам. На десятой странице «Заключения» они уличили цээрушников в любимой игре бюрократов — в том, что в тендерной документации были указаны конкретные программные продукты «MySQL» и «Red Hat Enterprise Linux». Ну, приём простенький, но позволяющий отдать победу нужному человечку: им широко пользуются, скажем, военные ведомства и некоторых других, вполне демократичных и вполне правовых стран. Но тут интересно вот что — съевшие не одну собаку на вопросах безопасности (один лишь маниакальный любитель орхидей Джеймс Энглтон, некогда возглавлявший там внутреннюю контрразведку, чего стоит) шпионы закладывают в свою тендерную документацию на внутреннюю облачную сеть именно открытый софт. Вероятно, полагая его в заметной степени свободным от закладок. Может быть, нашим спецслужбам вместе сочинения законопроектов по борьбе с Tor’ом стоило бы заняться реальной информбезопасностью — путём массового внедрения открытого кода? Но это так, к слову.
А счетоводы, согласившись, что технические результаты тестов, представленные ЦРУ в обоснование своего решения, не дают достаточных оснований для того, чтобы признать решения Amazon имеющими какие-либо преимущества перед подходом IBM (хотя и сильно, по опыту «космических» НАСА и JPL, похвалив Amazon’скую политику управления реляционными базами данных SLA), вынесли протест на результаты тендера. ЦРУ в шестидесятидневный срок должно было или возобновить соревнование двух компаний, или отстаивать правильность своего выбора в других федеральных инстанциях.
Перспектива утраты только что завоёванного, весьма перспективного контракта отнюдь не обрадовала Amazon Web Services Inc. И вот один из аргументов, приводимых ею в свою защиту, хочется отметить особо. Её представители отмечают, что рекомендованные ЦРУ «MySQL» и «Red Hat Enterprise Linux» являются системами с открытым кодом, и, соответственно, могут быть использованы любым желающим. Ну а в целом — представители фирмы обратились с ходатайством об отмене решения счетоводов в U.S. Court of Federal Claims, Суд Соединённых Штатов по федеральным ходатайствам (специальный суд в системе федеральных судебных органов, рассматривает различные виды жалоб на правительственные органы США). Дело зарегистрировано как The case is Amazon Web Services Inc. v. U.S., 13-cv-00506, U.S. Court of Federal Claims, слушания намечены на сентябрь. За счетоводов явно будет «болеть» «Голубой гигант» с его собственными лоббистскими возможностями, к которым явно присоединятся возможности конгрессменов и сенаторов, подстёгнутых письмами избирателей (те самые 433 362 сотрудника плюс члены семей). У Amazon работников меньше, всего 56 200 человека, включая собственно торговцев, но ведь на их стороне окажется могущественное ведомство плаща и кинжала, кому явно не захочется уступать каким-то бухгалтерам из Government Accountability Office. Возможно, некоторую роль в решении суда сыграют и технические детали…
Мы же можем подвести итоги. Прежде всего, облачную архитектуру считают достаточно надёжной и безопасной даже в самой богатой разведслужбе мира. (СОБСТВЕННУЮ облачную архитектуру, а не покупку услуг у сторонних провайдеров!) И она же полагает целесообразным использование программного обеспечения с открытым кодом. Вот что у нас в сухом остатке. Размерность тестовых задач мы назвали выше. Ну а механизм принятия решений правительственными органами очень показателен: от пристрастности не защищён никто. Но большее количество контролирующих институтов позволяет игрокам (во всяком случае — достаточно могущественным) защищать свои интересы в правовом поле. И внушает уважение, как заокеанские счетоводы вникают в технические детали. Ну и ещё — запомним, что политкорректные фирмы «новой», «интернетной» экономики кидаются в объятия спецслужб с не меньшим рвением, чем промышленные концерны эпохи Мировых войн стремились к заказам военных ведомств…