Администрация кабинета министров Японии обсуждает введение новой системы измерения экономических показателей страны, при которой правительство будет ежедневно получать оперативную информацию из большего числа источников.
Сейчас официальные экономические показатели уточняются раз в месяц, а более сложные исследования проводятся и того реже. Это создаёт две проблемы. Во-первых, такое медленное обновление информации не позволяет оценить, что происходит с экономикой, с достаточной степенью точности. Во-вторых, иногда данные устаревают раньше, чем их используют для принятия решений.
Причина понятна: традиционные методы получения информации о состоянии экономики имеют свои ограничения. Однако есть и другие. Крупные корпорации вроде Walmart или McDonalds используют современные технологии для того, чтобы едва ли не в реальном времени следить за всем, что происходит в тысячах магазинов или ресторанов по всему миру. Контролировать состояние экономики целой страны — более масштабная задача, но суть в конечном счёте та же.
В администрации кабинета министров Японии полагают, что новая система будет измерять экономические показатели раз в неделю или даже ежедневно. Возможными источниками данных, позволяющими оценить колебания потребительского спроса, могут служить, например, кассовые аппараты в супермаркетах и частота определённых запросов в поисковых системах.
О статистике поисковых запросов есть смысл поговорить отдельно. Пару лет назад Банк Англии опубликовал исследование, согласно которому колебания частоты определённых запросов в Google коррелирует с данными о состоянии экономики, полученными более традиционными методами. В частности, изменение популярности запросов «unemployment» (безработица) и «JSA» (британское пособие по безработице) достаточно точно отражало рост числа безработных в Великобритании в изучаемый период. При этом, в отличие от официальных данных о безработице, публикуемых лишь время от времени, узнать статистику запросов в Google можно в любой момент.
Хотя оценки, основанные на поисковой статистике, не всегда дают стопроцентную точность, они всё же лучше, чем полное отсутствие оперативной информации. Центробанки различных государств, в том числе Европейский центральный банк, давно присматриваются к этому индикатору. Банк Японии — не исключение.
Одна из причин заинтересованности японских властей в более быстром получении экономической информации — надвигающиеся изменения налоговой системы. Правительственные органы хотели бы узнать о том, как увеличение налога с оборота повлияло на уровень потребления, не через месяц, как обычно, а по возможности быстро. Без современных технологий это вряд ли удастся.