Аналитическая компания из Сан-Франциско InfoScout, получившая недавно инвестиции в размере $5 млн от Bain Capital Ventures, запустила свой первый специализированный веб-проект. Он помогает узнать компаниям о том, какие покупатели отдают предпочтения тем или иным брендам и почему. В отличие от подобных сервисов, infoscout.co использует методы интеллектуального анализа больших объёмов данных, что выводит его на качественно иной уровень.
Производители товаров всегда готовы были многое отдать за увеличение объёма продаж. Для этого требуется понять, кто именно приобретает их продукцию, чем руководствуется при выборе и что не устраивает остальных. Многие фирмы предлагали услуги соответствующих маркетинговых исследований, но до сих пор их результаты были довольно размытыми и даже противоречивыми.
Не трудно проконтролировать структуру продаж одного конкретного магазина за выбранный день, но даже при этом сложно учесть массу параметров, характеризующих внешние факторы и самих покупателей. Если сбор информации о возрасте, поле и этнической принадлежности клиентов не представляет особых сложностей, то такие данные, как их уровень образования, профессия, семейное положение, интересы и привычки, а также взаимные рекомендации, всегда ускользают от аналитиков.
Одним из популярных, хотя и архаичных методов сбора данных считается использование сканеров штрихкодов. Например, крупная компания Nielsen and partner Information Resources раздаёт участникам маркетинговых исследований портативные сканеры и предлагает сканировать ими всё, что они купили. Затем надо ввести сумму, уплаченную за каждый товар, и получить за проделанную работу небольшое вознаграждение.
У этого метода есть существенные недостатки. Сканирование штрихкода каждого товара может потребовать несколько попыток. В итоге исследование для ряда его участников обернётся потраченным временем и нежданными хлопотами. Многие категории покупателей изначально не захотят дополнительно обременять себя ради копеечных премиальных и сразу выпадут из общей структуры клиентов. Для некоторых товаров они могут оказаться основными потребителями, что резко исказит выводы и приведёт к неверным рекомендациям.
В InfoScout придумали способ получше. Не надо заполнять бумажные анкеты, носить с собой сканер и отыскивать штрихкод на каждой коробке. Просто скачайте мобильное приложение. Достаточно один раз ввести в него информацию о себе, а затем остаётся лишь фотографировать всё, что покупаете. InfoScout использует технологии распознавания образов и машинного обучения. В итоге компания узнаёт гораздо больше, чем просто набор сухих фактов о том, что люди купили.
InfoScout сочетает технологии обработки информации разного рода. Сделанные покупателями фотографии товаров привязываются к их профилю в Receipt Hog, сравниваются с аналогичными данными из приложения Shoparoo, сопоставляются с результатами традиционных опросов и анализируются по десяткам параметров.
Приложение Receipt Hog (изображение: freebiesforacause.com).Для покупателя участие в исследовании выглядит забавно и даже азартно. Совершая покупки, вы кормите цифровую свинью-копилку и зарабатываете виртуальные монетки. Затем можно использовать их для частичной оплаты товаров на PayPal и Amazon или приобрести на них подарочные сертификаты. Дополнительно покупатель может выиграть небольшую призовую сумму, получая новую попытку всякий раз при достижении высоких показателей индивидуальной активности.
Дополнительная стимуляция участников маркетинговых исследований в Receipt Hog (изображение: mzstatic.com).Сейчас InfoScout и Shoparoo обрабатывают данные более чем от двухсот тысяч зарегистрированных пользователей, среди которых не менее половины демонстрируют высокую активность по итогам месяца. После выпуска приложений в компанию стали стекаться данные о сорока тысячах товаров в день: это вдвое больше, чем было в начале осени.
Теперь компания готова поделиться данными и продавать результаты аналитических исследований. На запущенном недавно веб-сервисе Infoscout.co любой человек сегодня может бесплатно отслеживать информацию о пяти брендах. Отчёт включает в себя подробную информацию о покупателях и экспресс-анализ собранной статистики продаж.
Пример отчёта InfoScout (скриншот: infoscout.co).Например, вы можете узнать, где лучше покупается товар данного производителя (в каких именно магазинах), что ещё берут обычно вместе с ним и как предпочитают платить. Помимо количественных данных, InfoScout предоставляет и качественные. Например, какой процент людей приобрёл данный товар под воздействием импульса, как быстро заканчивается товар на складе, насколько лояльны люди к торговой марке и готовы ли пойти за любимым брендом в другой магазин, за что они ценят продукт и какие слова используют для его описания.
Бесплатная версия представляет интерес для исследователей и стартапов, пока не готовых платить за аналитику. Платная подписка будет запущена в декабре и позволит отслеживать неограниченное число брендов, а также получать отчёты с детальным описанием социальных и психологических характеристик покупателей.
Премиум-сервис будет стоить тысячи и даже десятки тысяч долларов в год. Он окажется по карману разве что очень крупным компаниям. Предварительное соглашение уже подписали Procter & Gamble, Nestle, PepsiCo, General Mills и Unilever.