Компания Google открыла приём заявок для участия в конкурсе на соискание стипендии Аниты Борг. Подать заявление можно до 2 февраля 2015 г. Сорок победительниц получат стипендию в размере семи тысяч евро на 2015-2016 учебный год.
Стипендия в честь Аниты Борг была учреждена Google для помощи талантливым женщинам, изучающим компьютерные технологии. До сих пор им сложнее пробиться в ИТ-отрасль, чем мужчинам. В преимущественно мужском коллективе сотрудникам легче воспринимать достижения коллег, чем конкурировать с представительницами прекрасного пола в постоянном страхе проиграть им.
Анита Борг – доктор наук в области компьютерных технологий. Она работала инженером-консультантом в Лаборатории сетевых систем (Пало-Альто) и запатентовала один из ключевых принципов организации высокоскоростной памяти. В 1997 году доктор Борг основала институт IWT (ныне – ABI), чтобы привлечь женщин в науку.
Специалисты рекрутинговой компании MarksMan выяснили, что сейчас доля женщин в ИТ-отрасли (включая руководящие должности) понемногу растёт. В мире эта тенденция выражена сильнее, чем в России. Ситуация стала немного улучшаться только в последнее время – после того, как произошёл резкий отток ценных кадров.
Если пять лет назад в ИТ-сфере типичным было четырёхкратное преобладание мужчин, то к 2011 году соотношение 15:1 стало обычным делом. Женщин последовательно старались изгнать из образования, технических наук и информационных технологий, хотя они всегда стояли у их истоков.
Мужчины пришли в ИТ благодаря женщинам, а не наоборот. Двоичный код изобрела математик Ада Августа Лавлейс. Она же написала первую программу и ввела ключевые понятия программирования – такие как цикл и рабочая ячейка. Её учила астроном и математик Мэри Сомервилль – автор книги «Взаимосвязь физических наук», в обзоре которой впервые появляется слово «учёный» (scientist).
Первый компилятор написала Грейс Хоппер – математик и офицер ВМФ, завершившая свою карьеру в звании контр-адмирала. Она работала с первыми электронными компьютерами, была старшим математиком в группе UNIVAC I и Марк I. Грейс внедрила стандартизацию в практику тестирования и развивала идею машинно-независимых языков. Под её руководством был создан первый язык высокого уровня COBOL.
С древних времён женщины хранили и преумножали наши знания о мире. Им хватало терпения учить, систематизировать наблюдения и вручную переписывать книги, бывшие когда-то настоящими штучными реликвиями. Часто противостоять хаосу бесконечных войн и других проявлений мужской агрессии им приходилось ценой своей жизни.
После сожжения семи тысяч рукописей и разрушения крупнейшей библиотеки религиозными фанатиками, Александрия стала утрачивать былой авторитет научного центра. Вернуть его смогла дочь Теона Александрийского – Гипатия – математик, астроном и философ. Она развивала известные труды своего времени и писала собственные трактаты, анализировала работы Аполлония Пергского и Диофанта. По примеру последнего учила использовать в уравнениях переменные.
На лекции Гипатии приезжали люди со всего Средиземноморья. Из воспоминаний её ученика Синезия Киренского мы знаем, что она рассказывала о научных методах познания и критиковала суеверия. «Лучше думать неправильно, чем не думать вовсе», – напутствовала она.
По мнению Вольтера Гипатия «владела всеми знаниями, которые были доступны человеческому разуму». «Изложение их с восхитительным красноречием было поразительным, причём не только для обычных людей, но даже для философов, которые редко чему-либо удивляются», – писал Вольтер.
Столь яркая звезда затмевала архиепископа Кирилла. Он объявил математику и астрономию «сатанинской хитростью», а сама Гипатия и её ученики были убиты изощрёнными способами. Утрата последнего научного центра ускорила падение Римской империи.
На многие века во всей Европе воцарился мрак тотального невежества. Даже правители часто не умели читать и писать, чем открыто гордились, считая отказ от постижения премудростей своим высокородным правом.
Длительные гонения на учёных и запреты их трудов привели к тому, что кипящий котёл знаний сбросил инквизиторскую крышку лишь к концу XVI века. Многочисленные работы по математике и физике подготовили почву для второй научной революции, продлившейся почти два столетия.
Вновь науку возрождали, а женщины оставались в тени мужчин. Мы помним Тихо Браге, но редко вспоминаем его младшую сестру – Софию Браге. Она внесла значительный вклад в наблюдения брата, и сама стала астрономом. Затем работала врачом, занималась химией и историей.
Аналогичное вытеснение произошло в семье Гершель. Сестра Вильяма Гершеля – Каролина Лукреция открыла четырнадцать туманностей и восемь новых комет. После смерти брата она завершила работу по составлению каталога из двух с половиной тысяч туманностей, которые наблюдала совместно с ним.
Часто женщинам отказывают в праве заниматься техническими науками, мотивируя это тяжёлыми нагрузками. В этой связи показателен пример графини Мэри Филд Росс. Она обучилась профессии кузнеца и помогла графу Россу построить самый большой в мире телескоп длиной восемнадцать метров и массой около шестнадцати тонн.
Бытует мнение, что женщины в науке выполняют вспомогательную роль. Вдохновляют великих мужей, записывают их идеи и делают рутинные операции. Однако в истории есть прямо противоположные свидетельства. За время работы в Гарвардской обсерватории Генриетта Ливитт открыла четыре новых и около двух с половиной тысяч переменных звёзд. Она разработала стандарт определения их блеска (известный как Гарвардский) и обнаружила цефеиды, благодаря которым научились измерять расстояния между звёздами и целыми галактиками.
Авторство сделанных женщинами открытий нередко приписывалось работавшим с ними мужчинам. Их известность и пол придавали авторитет любым суждениям. Например, за открытием структуры ДНК помимо Уотсона, Крика и Уилкинса стоят исследования Розалины Франклин.
Иногда верные идеи, высказанные дамами, просто высмеивались без научной критики. Водородно-гелиевый состав Солнца впервые определила Сесилия Пейн-Гапошкина – аспирантка знаменитого астронома Генри Рассела. Соавтор теории эволюции звёзд считал Солнце горячим камнем, по составу близким к Земле, поэтому приказал Сесилии выбросить её «водородные глупости» из диссертации.
После третьей научной революции женщины перестали быть редкостью в наукоёмких областях. Маргарет Бербидж была директором Гринвичской обсерватории. Астрофизик Джоан Фейнман стала одной из основоположниц квантовой электродинамики, а Эми Мейнцер спроектировала датчик орбитального телескопа Спитцер.
В следующем году в ЦЕРН выберут нового руководителя. Самые высокие шансы стать им сейчас у доктора наук Фабиолы Джианотти. Во время ключевого эксперимента ATLAS она руководила группой из двух тысяч исследователей и инженеров из тридцати пяти стран, включая Россию.
Сегодня женщин в ИТ-сфере стало больше, что свидетельствует об оздоровлении психологического климата в обществе. Помимо института ABI и программы Google поддержку им оказывает Ассоциация «Женщины в вычислительной технике».
Всё эти инициативы помогают представительницам прекрасного пола найти своё место в ИТ, но всё хорошо в меру. Самые яркие личности всегда формировались в тяжёлые времена. Сейчас главное не переусердствовать и не скатиться в фанатичный феминизм, требуя для женщин вместо равных уже каких-то исключительных прав.
Салли Райд постоянно доказывала своё право быть астронавтом. Доктор наук Эви Немет закалялась в академической среде и прославилась как автор серии исключительно точных руководств для системных администраторов UNIX. Сисадмин UNIX и бизнес-аналитик Intel Робин Бержерон полтора года руководила в Red Hat проектом Fedora, что было удивительно даже для либерального open-source сообщества. Сисадмин Сэнди Лернер вместе с мужем в 1984 году основала Cisco – это была её четвёртая успешная компания.
Гениальные идеи рождаются в голове и воплощаются руками. Эти органы практически одинаковы у представителей обоих полов. Следовательно, шансы использовать их по назначению тоже должны быть равными.