Все, что делается в отрасли информационных технологий (как, впрочем, и в любой другой) делается с единственной целью – заработать на этом деньги. Именно для этого учреждаются предприятия, именно для этого вкладываются деньги, именно за этим люди ходят на работу. Автор этих строк более двадцати лет говорил прихожанам – и почти двадцать лет читателям «Компьютерры» – что специализация и квалификация в ИТ всегда обеспечит их куском хлеба с маслом и крышей над головой. Но – ситуация меняется, и именно об этом стоит поговорить…
Нет, информационные технологии по-прежнему остаются именно той точкой приложения сил, которая способна преобразить мир. Но только вот есть более старшие масти, которые определяют развитие и состояние производительных сил – зовутся они политика и экономика… Не берусь припомнить, когда первый раз цитировал в бумажной «Компьютерре» чеканные строки Леонида Мартынова:
Но где-то на пределе скорости,
Где бешена частиц сумятицаВорочается зверь искусственный.
Ворчит, добычи ищет он.
Зверь механический, бесчувственный —
Предельно выверен и высчитан.Чтоб не сожрал он ваши домики
Со всеми вашими надеждами —
Остерегайтесь быть невеждами
В политике и в экономике.
А пожирание надежд идет уже полным ходом. И говорит нам об этом не какая-то гнилая белоленточно-болотная оппозиция, а самый что ни на есть достоверный официоз, РИА Новости; именно на его сайте мы читаем радостную весть – «Евро достиг 83 рублей, доллар превысил отметку в 66 рублей». Ну, любые числа говорят нам что либо лишь в сопоставлении их с другими. И величина этих чисел уже такова, что сравнивать уже имеет смысл не их самих, а и производные. Для начала – первые.
Вот, для примера, соседнее государство – Украина. Лишенная – в отличие от нас – запасов высоколиквидных на мировом рынке газообразных и жидких углеводородов. Свернувшая путем народной (или – по другой версии – инспирированной мировой закулисой) законно избранного и сугубо легитимного президента (по другой версии президент сам сбежал, опасаясь лишиться не только «золотого батона» и «Межигорья», но и самой жизни…). На территории Украины полыхает война, причиняющая неописуемые страдания мирному населению Донбасса (любителей повоевать, как добровольцев, так и тех, кому не хватило ума сбежать в Россию от мобилизации – не жалко…).
И какие же результаты мы наблюдаем в финансовой сфере Украины? Ну, о них любезно рассказывает нам опять таки официальный ТАСС– «Глава Нацбанка Украины: гривна девальвировала на 100%». Новость от 20 ноября 2014 года. Причиной такого падения национальной валюты глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева называла войну… Но что нам Украина и ее гривна – посмотрим на свой родной рубль. И тут мы увидим поразительно интересные вещи.
Какой у целкового был курс на первое января 2014 года? 32,66 за один доллар США. Запомним эту цифру. Теперь же посмотрим чуть выше, на сообщение ТАСС. В полдень, 16 декабря 2014 года, за доллар просили более 66 рубликов… Делим 66 на 32,66, и что, в соответствии с «Арифметикой» Киселева, получаем? Да то, что девальвация российского рубля (владельцам белорусской валюты, похоже, вскоре можно будет завидовать) превысила с начала года 100%. Рупь уже стоит меньше полтины, перефразируя Михаила Евграфовича, не бунтовщика ведь какого, а вполне респектабельного чиновника…
Вот так! В стране, нерушимым Карфагеном стоящей среди бурь современности, при сугубой стабильности власти и отсутствии каких-либо катастроф национальная валюта рушится так же, как и в объятой войной и разъятой на части соседке… Нормальненько, да?! Причем этот взлет курса заокеанской бумажки происходит на фоне беспрецедентного увеличения ключевой ставки Центробанка – аж до 17% годовых. В связи с «необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски».
При этом глава нашего Центробанка госпожа Набиуллина радует нас заявлениями, о том, что «Ослабление курса дает шансы для российского производителя, и наша задача — использовать эти шансы и дать стимулы для развития собственного производства, создания рабочих мест, чтобы развиваться, полагаясь в большей степени на внутренние факторы». М-да, прикинешь, по какой ставке дойдут до реального производителя кредиты с 17%-й ключевой ставкой, и представляется один единственный вид производства – но с ним Госнаркоконтроль борется…
«Такое решение приблизит рецессию», – пессимистичен главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Его словам верится, ибо они совпадают с тем, что можно видеть, поглядев по сторонам. Ну, вот основа основ – станки. Как изменилась численность российского станочного парка за очень успешные для нашей страны 2006-2013 годы? Так она сократилась более чем вдвое, с 1535 тыс. до 760 тыс. единиц… Об импортозамещении грезите – а знаете ли, что «Потребители РФ ежегодно покупают оборудование на десятки миллиардов, но доля в нем отечественного — менее 4%.»… И это именно та жестокая реальность, которую видишь, заехав к знакомому директору завода или агропредприятия.
А сладкие песни о прелестях дешевой национальной валюты? Ну, их трогательно исполняют те чиновники, чьи зарплаты и социальные пакеты неуклонно росли. И если перевести их с бюрократического канцелярита на язык родимых осин, то сведутся они к тому, что если сивку меньше кормить, и больше гонять, то из этого проистечет большое благо… Может и проистечет, но не для сивки – точно! И ситуацию точно описал Константин Ремчуков, человек очень спокойный и успешный предприниматель – «Вот что менеджменты те, которые думали, элита, оказались еще раз говорю, коротышки из Солнечного города. В оранжевых или желтых штанах. И в штиблетах безответственного цвета» (это – устная речь, пМВ).
Этим сказано все. И страдать будут именно наемные работники, получающие зарплаты в рублях. Но ведь ИТ-сфера – наднациональна. Ее изделия слишком сложны, требуют слишком больших объемов квалифицированного труда разработчиков, вследствие чего требуют для сбыта рынка глобальных размеров. Что влечет за собой возможность этим самым разработчикам получать зарплаты, номинированные в «мировых деньгах», тех, по отношению к которым рушится рубль. Автор этих строк много лет писал о достоинствах работы в суботрасли экспортного ПО…
Но и с этим обстоит не так просто. Тем, кто работает в этой сфере или думает о переходе в нее, стоит очень внимательно ознакомиться с изменениями, внесенными в статью 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Чтобы не злоупотреблять вниманием тех, у кого зарубежных счетов нет и не будет, скажем лишь, что речь идет о резком удорожании администрирования зарубежных валютных счетов, принадлежащих «физическим лицам» – гражданам России. В «Ведомостях» пишут о том, что «Валютный занавес готов опуститься». Это, пожалуй, слишком сильно, но тем из читателей, кто получает з/п в валюте, стоит подробнейшим образом проштудировать вступающие в силу с 1 января 2015 года изменения…
Но можно же еще было и устроиться на работу в российский офис какой-нибудь солидной международной фирмы. Скажем – Google… Действительно, такая возможность была – до недавнего времени. Но вот что мы читаем в респектабельнейшей Financial Times – Google shuts Russia engineering office, «Google закрывает инженерный офис в России». Причины закрытия – не уточняются. Говорят и о влиянии на это решение российского законодательства, предписывающего хранение персональных данных внутри страны. Вспоминают семейную историю Бринов, эмигрировавших из СССР, ибо «suffered anti-semitism»…
Но – под сотню отечественных айтишников будут вынуждены или потерять квалифицированную работу в Google, или эмигрировать по примеру родителей Сергея Брина. Такой вот невеселый выбор – который вполне может встать и перед теми, кто трудится в других глобальных компаниях (В сентябре уже закрыла свой российский офис Adobe Systems…). Так что задумайтесь над всем вышеизложенным, пока лично вас не клюнул пониже спины воспетый безвременно ушедшим от нас Михаилом Успенским жареный петух!