Конец эпохи геодезической экономики?

По большому счету есть только две модели человеческого устройства. В одной из них – традиционной и самой старой – акцент делается на права и интересы некой человеческой общности: племени, тождественно совпадающего с оргструктурой почитателей местечкового божества полиса, или возникшего при распаде универсальных государств-империй государства национального. В другой же – первым известным апологетом которой был старый добрый Сократ, которого благочестивые граждане демократических Афин заставили, по сугубо легитимной процедуре, угоститься ядом цикуты – высшей ценностью является сам человек.

Конечно, обе модели есть лишь частные отражения более сложной действительности и неразрывны, как курица и яйцо. Любая общность состоит из конкретных людей с их мыслями, интересами и действиями. Ну а человек может сформироваться человеком лишь в человеческом же социуме – страшный контрпример детей-маугли наглядно показывает это. Но выбор-то вполне однозначен – или-или… Или смотрим на чужака, как на того, кого надлежит принести в жертву на ближайшем алтаре – ну, хотя бы, по меньшей мере, поработив, отправить в эргастулу, – или воспринимаем его как человека, разбираемся каков он и строим на этом отношение…

«Компьютерра» издревле, с «бумажных» времен, придерживалась модели с акцентом на ценность конкретного человека. Его конкретного заработка. Его частной жизни – именно «Компьютерра» в девяностых ввела в русский-технический язык «приватность», как кальку с аналогичного англоязычного понятия. И казалось, что современная технология – в силу глобальности экономики и универсальности информационных технологий – будет благоприятствовать тому, что жизнь человека все больше и больше станет зависеть именно от него, а не от государств…

А автор этих строк многократно – и в печати, и непечатно – пропагандировал работу программистов-надомников, особенно пишущих рассчитанные на массовую аудиторию потребителей мобильные приложения, что дает возможность нормально зарабатывать, не завися не только от государств, но и от корпораций-работодателей. Симпатичный такой аналог ремесленного производства вольных государств, возвращенный к жизни информационной революции.

И сетевые покупки автор всячески пропагандировал – удобно же покупать товар по кратчайшему, геодезическому, пути между производителем и потребителем. Избегая издержек на оплату дорогостоящих торговых центров, сытенькой жизни их владельцев и арендаторов-лавочников, да выплаты зарплат дремлющим за прилавком мальчикам-девочкам – издержки эти в России были чудовищно высоки, составляя 27% ВВП; на фоне 12% в также сырьевой Австралии и 9% в развивающемся Китае. («Наложенная реальность»)

Для такой модели экономики существует понятие геодезической экономики (см. Р. Хеттинга, «Геодезическая экономика и финансовая криптография», «Компьютерра» #235, сс. 3-11 Приложения). Казалось, что именно такая экономика – наилучшим образом соответствующая концепции высшей ценности индивидуальной человеческой жизни, и хорошо ложащаяся на нынешние технологические достижения – будет процветать и популяризироваться. А врагами ее могут быть лишь замшелые бюрократы из отсталых национальных государств… А уж государства развитые, да международные объединения, всячески будут ее поддерживать!

Но жизнь – как всегда – много шире и разнообразней теории. Посмотрим же на то, что в реальности было уготовано тем конкретным людям, которые пытались жить согласно привлекательным заветам геодезической экономики. Не зависеть от государств-левиафанов и догоняющих их размерами корпораций. Стать ремесленниками (в хорошем смысле – в значении независимости и мастерства) постиндустриального информационного общества, зависящими только от качества своего собственного труда.

Скорбные новости об участи этих людей начала приносить пресса во второй половине января. Для начала в борьбу с аутсорсинговыми программистами-индивидуалами – причем с программистами, трудящимися именно в ее экосистеме – включилась богатейшая, первая претендующая на триллионную капитализацию, корпорация планеты Apple. Она «направила уведомления о прекращении сотрудничества разработчикам приложений, зарегистрированных в Крыму, ссылаясь на объявленные США санкции против региона. Это означает, что крымские разработчики не могут ни создавать, ни публиковать приложения для платформ iOS и OS X.» («Apple, Крым и санкции»)

В сообщении компании говорится – «Apple может ограничить ваш статус как зарегистрированного разработчика Apple по своему усмотрению в любое время в соответствии с соглашением RAD. Новые санкции, направленные на регион Крым, анонсированные правительством США 19 декабря и Европейской комиссией 18 декабря 2014 года, запрещают продолжать соглашение RAD между вами и Apple. Для подробной информации, пожалуйста, посмотрите распоряжение 13685 и уведомление Европейской комиссии». Ну, как всегда, читайте мелкий шрифт, и вникайте в то, что по зубам лишь корпоративным юристам…

720-apple-app-developers-crimea

Говоря на языке страны родимых осин, «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Действия эти в высшей степени странны… Почему по итогам прошедшего в Крыму референдума необходимо лишать куска хлеба компьютерщиков-индивидуалов? Если этот референдум законен, то это же продвигаемое по миру президентом США Вудро Вильсоном «право на самоопределение». А если поверить украинским патриотам, что референдум не отражает реальных дум и чаяний народа Крыма, то за что же создавать неудобства невинным людям. А есть еще вариант, что референдум истинен, но программЁры по своей традиции о нем и не знали, занятые писанием кода…

Коллективные наказания? А коллективные наказания, вроде, «считаются преступными»… Не наказание – действия по Registered Apple Developer Agreement? Которое добровольно были подписаны разработчиками? Ну, в кабалу тоже ведь частенько шли добровольно… Вроде, и в гладиаторы себя продавали, оказавшись в безвыходной ситуации – кому лень читать «Корпус» Моммзена для тех есть современный сериал с подобным персонажем…

Дальше – больше. В борьбу с компьютерщиками Крыма включились oDesk и Elance. Это две сетевые «биржи труда» фрилансеров, специализирующиеся на найме компьютерщиков. Обе компании зарегистрированы в Кремниевой долине, и послушливо исполняют требования законодательства США. Жителям Крыма были направлены «письма счастья», уведомляющие о заморозке их аккаунтов и счетов до тех пор, пока они не предоставят документ, подтверждающий их проживание за пределами Крыма. То есть – добровольно подвергнутся изгнанию из родных домов.

Очаровательно! Это же не что иное, как aquae et ignis interdictio, лишение воды и огня… Ну да, в мягкой форме. Но – во внесудебном порядке человек, без всякого юридического доказательства совершения им каких-либо действий, не говоря уже о том, являются ли они противозаконными, лишается честно заработанных денег и возможности их зарабатывать. А деньги – это же «отчеканенная свобода»… Которой и лишают людей, скорее всего никак не вовлеченных в политические процессы.

Дальше – больше. К санкциям против крымчан присоединяется Google («Крым попал в технологическое окружение»). Перестает работать такой удобный для покупок в интернет-магазинах международный платежный сервис PayPal. Запретили российским партнерам поставлять в Крым свою технику и программное обеспечение и такие производители, как НР и Dell. Вот так… Вот такая реальная экономика, отнюдь не геодезическая! Где людей лишают привычных им видов заработка и потребления услуг на таких же принципах, как племя кочевников истребляло соседей – просто потому, что ты иной.

Смешно. Говорящие о защите прав индивидуума (ну, там совершить coming out of the closet…) международные организации и мегалодержавы, равно как и исполинские корпорации, быстро и деловито делают для удушения прогрессивной геодезической экономики больше, чем корыстолюбиво-неповоротливые бюрократы архаичных национальных стран. Человек, работающий в сфере ИТ, лишается своей независимости, уподобляется персонажам Кафки. Просто так – оказавшись в неподходящее время в неподходящем месте. Сбываются слова талантливейшего поэта-самоубийцы: «Единица! – Кому она нужна?!/Голос единицы тоньше писка.»…

Ну, вот с иском против такого поведения Apple обратилась «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) («ОПИ подала иск к Apple в защиту российских потребителей«). Правда, это даже не пастушок Давид супротив гиганта Голиафа. И предмет иска – защита прав потребителей (то есть – практически сохранение за той же корпорацией доли рынка…); участь программистов-индивидуалов, чьи интересы были попраны «Железной пятой» государств и корпораций не интересует никого…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях