«Компьютерра» традиционно писала про новинки высокотехнологические и достаточно – в момент выхода на рынок – дорогие. Вот телевизоры формата 4К, которые народ ошалело тащил из супермаркетов в декабрьском, 2014 года, пароксизме кризисного потребительства – о том, что именно они станут расходится как горячие пирожки, автор писал года три назад. А сегодня поговорим о новинках «маленького мира», дешевеньких при своей высокотехнологичности, и дающих вторую жизнь таким широкораспространенным устройствам, как аналоговый телевизор.
Дело в том, что как-то незаметно и вкрадчиво, страна наша в значительной (наиболее населенной части) оказалась покрыта сетью цифрового эфирного телевещания. То, что вещание это ведется в очень многих губерниях в тестовом режиме, никак не отражается ни на его качестве (соответствующем сигналу стандарта и сжатия DVB-T2/MPEG-4 соответственно), ни на покрытии территории. Простейшая антенна справляется с приемом в глухой деревне, антенну активную приходится покупать в бетонных ущельях городов, куда электромагнитные волны забредают третьими-четвертыми отражениями…
Факт, что ныне не нужен кабельный провайдер, владельцы телевизоров современных, изредка глядящих на новостные программы – какая погода и кого убили – узнают и принимают с энтузиазмом. Дело в том, что качественный контент, отображаемый на экранах ныне подавляющей частью приходит из интернета. И смотреть на экране в полста дюймов и выше что либо разрешением ниже 1080p как-то совсем и совсем неэтично по отношению к своим глазам… Да и смотреть удобнее когда захочешь, а не когда сетка вещания решит. А местные сплетни мельком – на халяву удобнее глядеть.
Но кроме владельцев телевизоров новомодных и дорогих, нас окружает масса народу, эксплуатирующих телевизоры старых моделей. С электронно-лучевой трубкой еще… Или – без цифрового тюнера. Или – без возможности приема сигнала DVB-T2/MPEG-4 (очень странно, что наши завзятые борцы с коррупцией на полюбопытствуют, почем возник именно этот, ни с чем не совместимый стандарт…). Так что они, эти люди, в очередной раз оказались бы чужими на этом празднике жизни. Если б не простейшие и недорогие устройства – приставки для приема эфирного цифрового телевидения.
Их, под громким именем цифровой TV-тюнер, можно найти в любом магазине бытовой электроники, под лейблами от самых разные производителей – и от «честного Китая», и от «местных сборщиков». Разницы никакой – внутри стоит вполне современная микросхема. Выходы – стандартны, естественно HDMI, да полузабытые видеовыход со стереофоническим аудиовыходом, плюс композитный видеовыход… Очень компактно, но дает возможность видеть стабильную картинку цифрового качества.
Цены – цены начинаются от тысячи рублей (проверено только что). А вот если заняться лайфхакингом, сорганизовать из бабулек потребительский кооператив и закупить у мелкого оптовика в соседнем стольном городе сразу несколько десятков штук, то в тысячу рублей уложится и цифровая приставка, и шестнадцатигигобайтная флэшка. Флэшка – очень нужный атрибут для этих приставок. Дело в том, что они оснащены режимом просмотра TimeShiſt, позволяющим вырезать рекламу из передачи – мелочь, а приятно!
Особенно приятно, если подумать, какие интересные лица будут у рекламодателей эфирного ТВ, после того как все больше и больше людей будет овладевать этой интересной опцией… (Еще лет шесть назад для этого нужен был рекордер на жестком магнитном диске, ценой в российских рублях на порядок выше – а теперь все доступно, нужно лишь привнести в массы нужные знания!) Естественно, умеют эти приставки работать в режиме записи видеосигнала (как забытые видеомагнитофоны). И – проигрывают сигнал как медиаплейеры, и в контейнере «матрешка», и в TS. (Только что проверял тысячерублевое в рознице устройство…)
То есть – совеем незаметно произошла технологическая революция с самыми интересными социальными последствиями. Каждому теперь стал доступен как транслируемый государственным вещанием видеоконтент пристойного, то бишь цифрового, качества, так и видеоконтент любой, доступный через флэшку, на которую из интернета можно накачать самого разного. А ведь видеоконтент – это ж самое что ни на есть scriptura profanus, писание простецов… Средство агитации в самых широких слоях масс.
Так что не пожалейте времени и денег, подарите небогатым близким цифровые приставки и флэшки, научите их ими пользоваться… И – не ленитесь скачивать им хорошие фильмы. Из этих фильмов порой становится ясным очень и очень многое. То, над чем нынче тщетно ломают голову аналитики интернет-поколения. Ну, скажем, хотите узнать, почему мы живем так, как живем?
Можно, конечно, изъясняться языком высокой науки, говорить, что дело в том, что социально-экономические процессы являют собой немарковский процесс, определяемый предыдущими его стадиями. Можно заглянуть в экономическую статистику, и привести примеры распределения собственности в этом самом немарковском процессе, сформированные в начале девяностых и сохраняющиеся и поныне. Можно привести в пример Термидор… Но это все очень сложно, и требует предварительных знаний хотя бы о Французской революции!
А можно взять и обратиться к кино. К фильму «Как живете, караси», снятому по одноименной «кровосмесительной истории» Евгения Козловского (1990), опубликованной в журнале «Киносценарии». Лента эта – уникальна. Снимавшаяся в самом конце советской эпохи, вышедшая на экраны в первом постсоветском году, она удостоилась приза за творческий вклад в киноискусство фестиваля «Кинотавр—92». Но известна – сравнительно мало, что крайне несправедливо. Ибо лента эта предсказала суть социальных и экономических процессов, которые пойдут в нашей стране в следующие пару десятилетий!
Сюжет ее – воистину пророческий. Хотя и очень прост. Основывается на том, что люди имеют свойство заниматься привычными им делами. И центральный персонаж, старый чекист Иннокентий Всеволдович Картошкин, похоже из «пятерки», собрал на даче картотеку тех глубоко интеллигентных и порядочных людей, которые постукивали на коллег в советское время. И – вызывая их к себе – заставляет продолжать предаваться привычному им занятию и в смутное время Перестройки.
Актерский ансамбль, собранный создателями фильма, Софией Милькиной и Михаилом Швейцером, уникален. Благороднейшего стукача-профессора играл Валерий Золотухин. Выбившегося в высочайшее начальство – Леонид Куравлев. Предпочетшего дороги эмиграции – Евгений Евстигнеев. И появлялся там предводитель «цеховиков» – сыгранный Леонидом Калягиным – которому приходила в голову мысль, завладев архивами полковника заставить былых стукачей-карасей плясать павану по его нотам.
Это ж было весьма рентабельно – интеллигенты выбивались в народные депутаты, депутатам предстояло решать, кому будет передана на сверхльготных условиях бывшая всенародная собственность… И, естественно, иметь перемет, на который эти караси будут насажены, будет очень полезно. У кого такой перемет в руках, тот и станет владельцем заводов, газет, пароходов! (Газеты, правда, нынче не нужны – замминистра связи Алексей Волин предположил, что в этом году в России закроются 50% печатных СМИ – они свое дело сделали, развесив в Перестройку лапшу по ушам простаков, и теперь могут разделить участь персонажа «Заговора Фиеско в Генуе»…)
Что было дальше в фильме? А посмотрите сами, не пожалеете! И обратите внимание – сценарий Евгений Антонович Козловский писал еще в 1990-м. Уже тогда людям с жизненным опытом (а Козловский был последним, кто попал в Лефортово за книгу!) было понятно, что будут делить бывшую общенародную собственность; что делить ее будут бывшие интеллигенты из говорливых – для которых «постукивание» было условием существования; и делить ее будут в интересах тех, кто держит крючочек в руках, вроде «цеховика» в исполнении Калягина! А при столь несправедливом распределении собственности в начале, ничего хорошего не могло проистечь и через пару десятилетий спустя. Ни в экономике, ни в социуме…
Так что поэтому-то и делает наша милая оппозиция вид, что то самое давнишнее, неправедное, распределение собственности – которое и определяет все и вся – ни на что не влияет, или давно изменено. Потому-то так и клянутся в верности общечеловеческим ценностям, что за слишком многими грешок стукачества в той или иной форме. Потому-то и делают вид, что в сокровищнице отечественной фильмографии вовсе и нет изумительного фильма «Как живете, караси?». Фильма, предсказавшего слишком многие процессы… Посмотрите его сами, покажите близким – благо что больших затрат ныне это не требует!